Новости

25.12.2012 00:40
Рубрика: Экономика

Незаменимый НДС

Налог с продаж считают несправедливым
Завтра в правительстве будет обсуждаться вопрос о возможности замены НДС налогом с продаж. С инициативой выступил премьер-министр Дмитрий Медведев. Правда, в кабмине к этому предложению отнеслись очень настороженно.

В частности, минэкономразвития выступает против замены НДС налогом с продаж. Позицию ведомства на днях озвучил его глава Андрей Белоусов. Впрочем, он не исключил возможности введения налога с продаж в некоторых регионах в дополнение к НДС. В свою очередь минфин традиционно выступает против введения налога с продаж. Об этом неоднократно говорил руководитель ведомства Антон Силуанов. Так, на "круглом столе" в Академии народного хозяйства министр в очередной раз повторил, что не считает это целесообразным. "Ломать действующую систему, отработанную систему и заменять на налог с продаж - я не знаю, насколько это эффективно. Мы считаем, что это было бы неправильно. Во всем мире идет обратная тенденция, и в основном налог с продаж меняют на НДС", - заявил он и добавил, что считает НДС более справедливым и эффективным налогом.

Если не рассматривать целесообразность замены НДС налогом с продаж, а обратиться к вопросам администрирования двух налогов, то НДС на этом поле выигрывает как минимум размером поступлений в бюджет. В России налог с продаж вводился дважды. По итогам 2003 года его поступления при ставке 5% составляли 0,4% ВВП. В то же время поступления НДС при ставке в 20% и тем же перечнем льготных операций превысили этот показатель в 15,6 раза.

Экспертные оценки на основе данных 2003 года позволили рассчитать ставку налога с продаж, покрывающую выпадающие доходы от возможной отмены НДС, которая составляла не менее 78%, сообщили "РБГ" в ФНС. Альтернативой увеличению ставки является расширение налоговой базы за счет уплаты налога небольшими компаниями, применяющими спецрежимы и освобожденными от НДС, и уплата налога при реализации социально значимых товаров.

Поскольку налог с продаж взимается только на стадии конечного потребления, то в случае его введения требуется контролировать уплату налога сотнями тысяч розничных торговых точек, которым необходимо будет разграничивать продажи населению для собственного потребления и продажи индивидуальным предпринимателям (ИП), чтобы избежать двойного налогообложения. Чтобы исключить возможность незаконного использования физическими лицами статуса ИП возникает необходимость создания правил разграничения продаж для производственных целей и целей конечного потребления. Такие правила уже реализованы при налогообложении НДС. Продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет право уменьшить налог, подлежащий уплате в бюджет, на суммы налога, уплаченные им при покупке товаров. Сложность администрирования в сфере розничной торговли на уровне малого бизнеса стала одной из причин введения спецрежимов, а налог с продаж в этом сегменте рынка усугубит проблемы администрирования и, как следствие, в разы повысит административную нагрузку на МСБ, говорят в ФНС: "Повышение уровня налогового администрирования в этой сфере требует значительного увеличения штата контролирующих органов. При этом, исходя из опыта введения налога с продаж в РФ и других странах, эффективность его администрирования минимальна".

Сегодня основные проблемы НДС связаны с существованием условий, при которых налоговый орган может принять решение о неправомерности вычетов у добросовестного приобретателя, являющегося налогоплательщиком НДС, если его поставщик (подрядчик, исполнитель и т.д.) имеет формальные признаки недобросовестности, отмечает Евгений Сумин, замдиректора департамента аудита и бухгалтерского сопровождения юридической фирмы "КЛИФФ": "Судебными органами введены размытые оценочные значения "добросовестности налогоплательщика", "необоснованной налоговой выгоды" и "должной осмотрительности", применяемые как дополнительные инструменты, которые вне норм НК РФ позволяют, используя оценочные суждения и небольшой набор формальных доказательств, принимать решения об увеличении суммы НДС к уплате в связи с неправомерностью применения вычета. Безусловно, налог с продаж в общем понимании порядка его взимания, позволит снизить риски бизнеса от незаконных действий налоговых органов, хотя бы в том аспекте, что размер налоговых обязательств не будет поставлен в зависимость от добросовестности поставщиков (подрядчиков, исполнителей и т.д.)".

"Беда текущего НДС в том, что огромные суммы возмещения в определенные периоды могут перекрывать поступления в бюджет. С одной стороны, это больше проблема коррупционных схем, чем самой системы, - считает Егор Батанов, партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и Партнеры". - С другой стороны, из-за незаконных возмещений налоговики стараются любым способом отказать в вычетах добросовестным компаниям, что еще больше усугубляет ситуацию. С этой позиции упрощение администрирования косвенного налогообложения может дать положительный эффект. Все будет зависеть от конкретных формулировок в самом законе, но наши законодатели не отличаются здесь аккуратностью. На бизнесе налог отразится по-разному в зависимости от добавленной стоимости, которую этот бизнес создает. Если это продукт с высокой добавленной стоимостью, то для него будет выгодно, если ставка нового налога не будет превышать 8-10%. Для бизнеса с невысокой добавленной стоимостью это может быть не так выгодно, но значительное снижение издержек на налоговое администрирование, может компенсировать потери".

Экономика Финансы Налоги Власть Право Финансовое право Правительство Повышение НДС
Добавьте RG.RU 
в избранные источники