Эти проекты существенно расширяют инфраструктурные возможности восточных регионов, заявил Владимир Путин. "Появилась уже новая смесь, которая так и называется: "Восточная Сибирь - Тихий океан", на международном рынке", - заметил он.
"Завершено строительство единой нефтепроводной системы от Балтики до Тихого океана", - констатировал глава "Транснефти" Николай Токарев. Из Хабаровска, где находится территориальный диспетчерский пункт по управлению второй очередью нефтепровода, Токарев доложил, что на стройках и объектах ВСТО за весь период строительства работало 23 тысячи человек и было создано восемь тысяч новых рабочих мест. Не говоря уже о поступлениях в местные бюджеты.
До 2018 года предусмотрена подача нефти на Комсомольский НПЗ, на Хабаровский НПЗ, на Восточный нефтехимический комплекс, который появится в районе Находки. "Мы абсолютно уверены, что ВСТО будет полностью обеспечивать потребности нефтяников. И, конечно, это дополнительный стимул для развития экономики региона", - сообщил глава "Транснефти".
Министр энергетики Александр Новак считает, что "это даст очень серьезный толчок для развития в целом Дальнего Востока, создания рабочих мест, поступления налоговых платежей". По его словам, с 2014 года уже будет дополнительно шесть миллионов тонн в качестве ресурсной базы на входе ВСТО-2, к 2015 году - 35,5 миллиона тонн. Это месторождения, которые планируется разрабатывать в Восточной Сибири, уточнил он.
Второй инфраструктурный проект - Кузнецовский тоннель - Владимир Путин назвал еще одним очень важным шагом к укреплению транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и хорошим примером сотрудничества бизнеса, государства и местных властей. Глава государства наблюдал по видеосвязи за тем, как первый грузовой поезд вошел в тоннель.
"Общий объем финансирования был около 28 миллиардов рублей. Это дорогостоящий, но очень нужный проект", - заявил президент.
"Ликвидировано узкое место, горлышко, которое сдерживало дальнейшее развитие грузоперевозок по БАМу по направлению к морским портам Ванино и Советская Гавань, и создан очень хороший задел на перспективу для развития дальневосточных портов, для увеличения экспортных поставок, для модернизации промышленной базы самих восточных регионов России", - отметил глава государства.
"Кузнецовский тоннель был построен давно, в 1945 году. То, что сделано сейчас, - это, по сути, новое строительство… Хочу отметить, что сделано все на высоком уровне качества и в срок", - заявил президент.
Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин докладывал от восточного портала Кузнецовского тоннеля. По его словам, условия для доставки грузов в дальневосточные порты Советская Гавань и Ванино будут теперь совсем другими: можно будет провезти не 19 миллионов тонн, а 29 миллионов, а в 2016 году - 36 миллионов тонн
Государство сделало выгодное вложение, объяснил Якунин. "На круг по всему Дальнему Востоку наша железная дорога платит 10 миллиардов рублей", - сказал он.
При этом глава РЖД добавил, что этой стройки недостаточно: нужно обеспечить перевозку грузов, превышающую 50 миллионов тонн. На развязку узких мест потребуется около 120 миллиардов рублей.
Якунин также дал понять, что внимательно слушал Послание президента Федеральному Собранию и заявил, что компания вместе с регионами и бизнесом ищет возможности для сохранения поездов "Тында" и "Комсомольск-на-Амуре".
Министр транспорта Максим Соколов назвал проект одним из самых знаменательных в части развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. "Абсолютно правильно, что он является таким мультипликатором для роста объемов перевозок, и не только по железной дороге, но и в увязке с увеличением объемов перевалки грузов в наших портах Дальнего Востока", - считает он.
Всего должно быть освоено и реализовано инвестиций на сумму 60 миллиардов рублей. Открытие Кузнецовского тоннеля - первая, ключевая часть проекта. На втором этапе, до 2016 года, в основном за счет средств РЖД будут построены разъезды и блокпосты по развитию подходов к Кузнецовскому тоннелю и на всем протяжении участка.
"Этот проект, как катализатор развития всего направления северной части наших восточных железных дорог, может серьезным образом привлечь новые инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры", - считает Соколов.