25.12.2012 18:10
    Поделиться

    "РГ" выяснила, почему в СЗФО не работают законы о парковке

    Около полугода в регионах действуют местные законы о штрафных стоянках и эвакуации неправильно паркуемых машин. Как это повлияло на дорожную обстановку, выясняли корреспонденты "РГ".

    Практически во всех субъектах РФ Северо-Западного федерального округа, за исключением Калининградской области и Карелии, применяются региональные законы, регламентирующие порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных авто. Но "стояние" машин в пробках продолжается. Исполнение законов тормозит неготовность инфраструктуры: в городах не хватает штрафстоянок. А в Петербурге закон об эвакуаторах оспорен в суде. Депутаты Госдумы РФ от Петербурга и Ленинградской области предложили парламенту страны отменить эвакуацию "автонарушителей" и заменить ее штрафами.

    Эвакуатор или блокиратор

    Калининградские законодатели засиделись на старте как раз потому, что погрузились в детали. Например, кому должны принадлежать штрафстоянки и эвакуаторы. Одни депутаты считают, что эти механизмы "принуждения водителей к дисциплине" должны находиться на балансе муниципалитетов, иначе депортация машин и их хранение в "отстойниках" превратится в бизнес. Другие полагают, что следует провести ревизию "бессмысленных" дорожных знаков, позволяющих владельцам эвакуаторов неплохо зарабатывать. Третьи предлагают вместо эвакуаторов применять блокираторы, как это делают в соседней Литве. А член Калининградского антикоррупционного сообщества экспертов Илья Шуманов вообще нашел в региональном законопроекте коррупционные факторы.

    Между тем напряженность на дорогах Калининграда продолжает нарастать. Пробки становятся длиннее и растягиваются на 1,5 километра. Причины здесь две. Первая: количество авто в областном центре в текущем году, по данным городского управления ГИБДД, увеличилось на 17 тысяч единиц. Всего же их зарегистрировано 183 тысячи. На тысячу жителей Калининграда приходится 427 машин.

    Вторая: незаконные парковки транспорта на проезжей части. Они съедают крайний правый ряд буквально всех главных дорожных артерий города. В результате автомобили движутся с черепашьей скоростью, которая в часы пик колеблется от двух до девяти километров в час. А сотрудников автоинспекции, которые должны бороться с причинами заторов, не видно. Хотя, как свидетельствуют данные регионального управления ГИБДД, за 11 месяцев текущего года за несоблюдение требований дорожного знака "остановка", "стоянка" инспекторы оформили свыше семи тысяч протоколов. Но вчиненные правонарушителям штрафы, судя по всему, мало вразумляют.

    Берегись автовладельца

    Законодатели Карелии тоже еще работают над республиканским законом о специализированных стоянках и эвакуаторах. Определили девять основных положений нормативного акта, два из которых касаются водных средств передвижения, семь - владельцев автомобильного транспорта. Предусмотрели оплату расходов, связанных с доставкой на штрафстоянку, правила хранения задержанного транспорта, а также компенсацию возможных повреждений, если таковые будут получены при эвакуации и хранении "арестантов".

    Но в целом в Петрозаводске тяжелая ситуация с парковочными местами. Все дворы забиты машинами. Особенно остро эта проблема проявилась, когда повалил снег: уборочная техника не смогла работать на придомовых территориях из-за загруженности их автомобилями, в том числе и брошенными.

    Осложнило дорожную обстановку открытие самого большого в городе торгового центра. Он имеет подземный паркинг, но некоторые водители предпочитают бросать машины у входа.

    Первые дни сотрудники ГИБДД нещадно штрафовали граждан на 1,5 тысячи рублей, объясняя это тем, что автомобилисты намеренно не замечают дорожные знаки. А когда супермаркет объявил ночь распродаж, в близлежащем дворе водители двух машин не поделили стояночное место, в результате один расстрелял из травматического пистолета окна в машине другого.

    Республиканский законопроект о штрафстоянках "залежался", считают петрозаводцы. Запаздывают законодатели и с внесением поправок в республиканский закон "Об административных правонарушениях", которые предполагают ужесточение штрафных санкций к нарушителям - водителям и владельцам общественного транспорта.

    Инспекторы ГИБДД ежедневно "оформляют" от 30 до 40 неправильно припаркованных машин. А отведенные места для размещения задержанных есть только в двух городах - Петрозаводске и Костомукше. В других районах "отстойников" нет.

    Операция "Эвакуация"

    В Пскове, по информации городского ГИБДД, с 1 июля было составлено около двух тысяч протоколов за незаконную парковку. Из них полторы тысячи водителей "отделались" повышенными штрафами - от 1 до 1,5 тысячи рублей. Еще около 500 машин инспекторы ГИБДД отправили на штрафстоянку.

    Транспортировкой неправильно припаркованных автомобилей в областном центре занимаются два эвакуатора, которые муниципальные власти арендуют у частной компании. Четырехколесные "нарушители" попадают на единственную в городе спецплощадку, рассчитанную на 450 мест. Стоимость эвакуации составляет 1400 рублей, а один час нахождения "арестанта" на стоянке обойдется владельцу легковушки в 12 рублей.

    Кстати, 200 мест на стоянке занимает "мертвый" груз - автомобили, накопившие многотысячные долги, за которыми не спешат возвращаться владельцы. Однако оставшихся 250 мест, как отмечают в городской администрации, муниципалитету хватает с лихвой. Ежедневно "отстойник" пополняется двумя-тремя машинами, и за ними, как правило, быстро приезжают взволнованные автолюбители.

    - Можно сказать, что в Пскове поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые увеличили размер штрафов за неправильную парковку транспортных средств и регламентировали задержание автомобиля и помещение его на спецстоянку, привели к положительным результатам, - прокомментировала корреспонденту "РГ" ситуацию инспектор по пропаганде ГИБДД УМВД по городу Пскову Ольга Ростовская. - К примеру, на те запрещенные к парковке места, откуда автоинспекторы принудительно эвакуировали автомобили, водители теперь ставят свои машины значительно реже.

    Движение с перемещением

    В Архангельской области началось, что называется, движение с перемещением. Закупаются эвакуаторы, оформляются и оборудуются места под штрафные стоянки. Установлена плата за принудительную эвакуацию автомобиля в размере 2700 рублей, 30 рублей стоит каждый час хранения машины на специализированной площадке.

    Однако уже сегодня можно сказать: масштабной "автозачистки" на дорогах в Архангельске не предвидится. Чтобы приступить непосредственно к наказанию нарушителей, необходимо решить инфраструктурные проблемы в целом по городу, считают областные депутаты и сотрудники ГИБДД. Без этого, по мнению председателя комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Архангельского областного собрания депутатов Станислава Второго, применение штрафных санкций может только разозлить автовладельцев.

    Сегодня в Архангельске на 43 тысячи зарегистрированных машин имеется всего 30 официальных парковок на четыре с половиной тысячи мест. По предварительным данным управления ГИБДД, в текущем году за неправильную парковку было составлено около четырех тысяч протоколов на автовладельцев. В большинстве случаев они оставляют машины на пешеходных переходах, тротуарах и во дворах, расположенных в центре города.

    В мэрии говорят, что теперь застройщик обязан оборудовать паркинги при строительстве зданий. Существуют и минимальные нормативы по количеству машино-мест: для больницы это три - пять машино-мест на 100 коек, для промышленных предприятий - 7-10 машино-мест на 100 работающих, для торговых центров - 10-15 машино-мест на 100 квадратных метров площади и т. д. Пока же эти нормативы не соблюдаются. Возможно, поэтому стражи порядка пока закрывают глаза на скопление припаркованных автомобилей в деловом центре Архангельска.

    Подземные стоянки

    С июля по декабрь 2012 года в Мурманской области принудительно эвакуированы 373 автомобиля. Как пояснил корреспонденту "РГ" заместитель начальника областного управления ГИБДД УМВД Алексей Азовцев, сейчас проходит конкурс на выбор специализированных автостоянок. С победителями минтранс заключит договоры. Пока "арестантов" продолжают принимать имеющиеся стоянки.

    Штраф для автовладельца за неправильную парковку - 1500 рублей, плюс плата за эвакуацию и содержание машины на стоянке. Однако по наблюдениям стражей дорожного порядка, побывавшие в "отстойнике" авто нередко можно обнаружить там же, откуда их пришлось вывозить.

    К тому же "места временного заключения" не справляются с потоком нарушителей, бросающих свои машины где попало. Например, в Мурманске действуют две площадки. Принимаемые меры приносят эффект, но кардинально ситуацию не меняют, считают полицейские. Необходимо развивать инфраструктуру, в первую очередь в центре Мурманска. Как полагают специалисты, необходимо требовать от застройщиков создания парковок возле своих объектов. Но власти эту задачу решать не торопятся, считает Алексей Азовцев. Так, в южной части Мурманска строится еще один крупный торговый центр, а число парковочных мест там остается прежним. Если территория будущей застройки не позволяет предусмотреть парковки, муниципалитет должен обязать застройщика построить подземную стоянку.

    Поделиться