Леонид Якубович: Театр - это воздух, а все остальное - хлеб

Леонид Якубович, народный артист России, телеведущий:

Постулат у меня известный - благополучие общества строится совсем не на экономике, а на культуре. Но, к сожалению, в наши дни количество театров, куда бы я повел милого друга, приезжающего к нам впервые, сокращается. А из огромного числа спектаклей, наверное, можно назвать лишь десяток, куда бы я с удовольствием пошел с человеком, разбирающимся в театральном искусстве. Тем не менее популярность театров не уменьшается. Во всяком случае, в тех, которые посещаю я, залы заполнены всегда.

Чтобы разбираться в том, почему на сегодняшней день скуден репертуар - нужно, как минимум, посмотреть, как живут актеры и те места, в которых они служат. Театр ведь, по большому счету, - это финансовое учреждение. Скажу больше - это жилищно-коммунальное хозяйство в отдельно взятом помещении. Следовательно, нужно серьезное финансирование. Только вдумайтесь - необходимо обслуживать здание, платить за аренду и коммунальные услуги. Существует огромный штат людей, которые поддерживают искусство, не имея к оному никакого отношения: электрики, костюмеры, гримеры, работники сцены. Им всем нужно платить! К тому же зрители требуют яркого зрелища, а для этого нужны дорогостоящие декорации. Не дай бог возникнет страшное, по нашим временам, слово "ремонт" - все деньги уйдут туда. Отсюда и высокие цены на билеты, о чем "Российская газета" рассказывает на 1-й и 13-й полосах. Хотя, конечно, каждый театр нужно рассматривать в отдельности.

Что же касается таланта - достаточно изучить, сколько получают актеры в сериалах и театральные актеры. Поэтому востребованность актеров средней руки гораздо больше. Люди бегут в сериалы, совершенно не понимая, что они теряют ремесло и свое будущее. Театр, к сожалению, не может конкурировать по финансам с тем, что дает сериал.

Театр - это воздух, а все остальное - хлеб. Лицедейство имеет огромную многовековую историю. Оно находится в человеческой природе и никогда не исчезнет. Ровно как и книги, поскольку держать в руке книжку психологически приятней, чем бесконечно тыкать кнопками в экран. Сейчас вернулась мода на старинные вещи. Все засуетились вокруг антиквариата, который лет семьдесят валялся по комиссионкам, никому не нужный. Искали какие-то чешские полки для книг, румынские столы, немецкие костюмы... Сейчас все по-другому. И это неудивительно - ничего не может быть лучше прекрасного.

В те годы, когда я учился, раз в неделю было обязательное и бесплатное посещение театра. Разве что родители 10-30 копеек давали на буфет. Во многом это и книжки, которые меня заставляли читать, привели к тому, что я так говорю по-русски. Увы, я не могу вспомнить, чтобы моего сына или дочь также водили в театр. Максимум - в цирк. Что, в принципе, тоже замечательно.