Желание увольнять красиво рождает новые тенденции на рынке труда. "Как уволить красиво" и "Как уволиться красиво" - едва ли не самые популярные запросы в виртуальной сети.
Разумеется, работодатель и сотрудник по-разному представляют себе красивое увольнение. Работодатель мечтает расстаться с сотрудником, выплатив минимальную компенсацию, а лучше - вовсе без нее, и не спровоцировав при этом обращение в суд. Работник, напротив, желает уйти так, чтобы не пострадали ни кошелек, ни самолюбие.
В сфере крупного бизнеса "полюбовное" увольнение - это не просто красивый жест, но и производственная необходимость: уволенный сотрудник вполне может подпортить имидж компании или передать ценную информацию конкурентам. Работодателям, желающим избежать подобных проблем, кадровые агентства готовы предоставить услуги аутплейсмента - работу с увольняемым персоналом. Суть услуги - в подборе подходящих вакансий для уволенных работников компании.
Кроме того, как обещают кадровые агентства, приглашенный консультант поможет сотрудникам снять психологический стресс от увольнения.
В России помимо "открытой" работы с уволенными сотрудниками можно заказать "закрытый" вариант услуги - по конфиденциальному заказу руководителя сотрудника мягко подведут к желанию уйти. Однако у нас понятие "аутплейсмент" пока прижилось лишь в лексиконе кадровых агентств, говорит президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров.
- В любом случае только очень крупные компании могут позволить себе тратиться на уволенных. Если российский работодатель хочет уволить красиво, то в лучшем случае нанимает юриста, а не кадровика или психолога - его цель не защитить нервы сотрудников, а избежать жалоб и судебных исков. Хотя, разумеется, если за услугу готовы платить, ее будут предлагать в любом виде.
Тем не менее, как утверждает эксперт, российские работодатели уже приходят к пониманию того, что сотрудник компании - это ее капитал:
- На сегодняшний день в сфере крупного бизнеса россиян редко увольняют не по закону. Юридически грамотное увольнение позволяет избежать судебных исков и обращений в трудовую инспекцию. Кроме того, в тех компаниях, где ценится в первую очередь интеллектуальный труд и именно сотрудники являются основным капиталом, процесс увольнения стараются продумать не только юридически, но и психологически. Что же касается малого бизнеса, то там по-прежнему "уходят" работников, причем работодатель зачастую даже не понимает, что нарушает закон, - он просто не знаком с Трудовым кодексом, как и уволенный сотрудник. Как показали наши опросы, 34 процента работающих россиян без возражений уволятся по собственному желанию, если начальник станет настаивать, - они уверены, что сопротивление бесполезно.
Если вы решили уволиться красиво, не нужно высказывать начальнику в лицо все что думаете и победно смахивать вещи с рабочего стола, советуют эксперты в сфере работы с персоналом и психологи.
- Уходить тоже нужно уметь, - уверен научный руководитель Института практической психологии НИУ "Высшая школа экономики" Тахир Базаров. - В обоих случаях - если вы уходите сами и если вас "уходят" - нужно уметь грамотно выстроить свое поведение. Это умение особенно ценно для молодых работников - неумение уходить правильно может серьезно повредить будущей карьере.
"Лучшая месть надоевшему начальству - это возможность использовать его, уже будучи свободной птицей, - делится опытом Анна, 24-летний IT-специалист. - Мне надоело чувствовать себя загнанной лошадью. Решила: пока молода, буду путешествовать. Очень хотелось, уходя, сказать шефу что-нибудь гадкое и хлопнуть дверью. Но я сдержалась, даже пригласила бывших коллег в кафе на прощание. Не прошло и месяца, как мне предложили представлять фирму, из которой я ушла, на международной конференции в Индонезии. Надо сказать, меня дразнили этой конференцией едва ли не полгода - то говорили, что я точно поеду, то снова начинали думать и сомневаться. Я решила согласиться, тем более что как раз собиралась в Индонезию. Так я и от маршрута не отклонилась, и заработала, и приобрела контакты, которые наверняка понадобятся в будущем".
Так называемый "золотой парашют" - солидная компенсация, которую получает руководитель акционерного общества в случае увольнения, - пожалуй, самый привлекательный для работника вариант красивого ухода.
- Там, где менеджмент, а не акционеры, реально контролирует компании, там менеджеры обеспечивают себя всеми благами за счет компании, в том числе и "золотыми парашютами", - объясняет Алексей Захаров. - Там, где есть акционерный контроль, "золотой парашют" - это индивидуальная договоренность штучного специалиста с акционерами. Во втором случае "золотой парашют" - это редкость. Менеджер получает его только в случае конфликта с акционерами, который невозможно было предусмотреть. При отсутствии конфликта "золотой парашют" менеджеру абсолютно невыгоден. В качестве обычного вознаграждения, различных бонусов и опционов топ-менеджер заработает гораздо больше.
Как показывают исследования рекрутинговой компании HeadHunter, топ-менеджеры в принципе редко уходят с пустыми руками: помимо выходного пособия они сохраняют компенсационный пакет или имущество, полученное в служебное пользование.
Но даже если компания не собирается оплачивать дальнейшее трудоустройство сотрудника или выплачивать какие-либо компенсации, помимо предусмотренных законом, авторы рецептов красивого увольнения советуют преподнести небольшой сувенир на память. Тем более что на запрос "Что подарить при увольнении" виртуальное пространство мгновенно отзывается лавиной предложений. По случаю ухода с работы поставщики подарков советуют преподнести, к примеру, черную свинью-копилку, набор рюмок, родословную книгу, отделанную драгоценным металлом, или кубок с индивидуальным дизайном.
- Не думаю, что сувениры или прощальные вечеринки помогут снять стресс от увольнения, - сомневается психолог Тахир Базаров. - Человек скорее воспримет это так, как будто от него откупаются. Действительно, увольнение - это серьезный стресс. По моим личным наблюдениям, около 10-15 процентов россиян и вовсе воспринимают потерю работы как конец жизни. В первую очередь это люди в возрасте, которые понимают, что найти что-то другое им будет тяжело. Отсюда естественный вывод: увольнять нужно не только законно, но и человечно. Самые ответственные работодатели обращаются за помощью к бизнес-консультантам, заказывают для своих кадровиков тренинги грамотного увольнения. Но есть золотое правило грамотного увольнения, соблюдать которое по силам каждому: нельзя отпускать человека без личного разговора. Интересно, что такой разговор нередко приносит больше пользы работодателю, чем увольняемому сотруднику: позволяя работнику выговориться, работодатель может почерпнуть для себя новую важную информацию. Скажу больше, мне знакомы случаи, когда после такого разговора сотрудника решали оставить. Работодатель, который не задумываясь увольняет работника, поступает очень недальновидно - в бизнесе нельзя жить одним днем. Красивое расставание без скандалов и оскорблений ему выгодно не меньше, чем бывшему работнику.
- Услуги аутплейсмента: до 20-23 процентов годового дохода сотрудника при индивидуальном подходе.
- "Золотой парашют": по соглашению между работодателем и сотрудником. Так директор компании Disney Майкл Овитц после своего увольнения в декабре 1996 года получил выходное пособие в размере 109,3 миллиона долларов.
- Бизнес-тренинг по управлению персоналом: по договоренности, в зависимости от продолжительности и места проведения тренинга. К примеру, трехдневный авторский семинар-тренинг "Персональное управленческое искусство" - 69 000 рублей с человека.
- Сувенир на память: родословная книга "Дворянская" - 22 900 рублей, большой кубок с индивидуальным дизайном - 4990 рублей, свинья-копилка - 650 рублей.