Датчане сразу возмутились - администрация Коккедала посмела покуситься на старую традицию - и тут же организовались. Собрали подписи о необходимости сформирования новой администрации и провели голосование по вопросу установки елки. В итоге в начале декабря елка стояла на привычном месте. Однако скандал не утихал, и напряжение между датчанами и иммигрантами продолжало расти.
Мой путь от Копенгагена до Коккедала на поезде занял чуть более 30 минут. Коккедал оказался большим благоустроенным районом с небольшими домами, утопающими в деревьях. Спросила у проходившей датчанки, где здесь рождественская елка. "Если вас интересует та, с которой были проблемы, то идите через лес, выйдите к домам и во дворе увидите елку". И вскоре на крыше беседки в центре двора я заметила ель высотой не более двух метров. Первая мысль: "И из-за этой малышки весь сыр-бор"...
Ирония быстро пропала, когда я увидела, что из подъездов домов, окружающих беседку, начали появляться люди - выходцы из арабских стран. Я поняла, что мне лучше с ними заговорить еще до того, как в меня полетят камни.
"Добрый вечер! Я журналист из России. Хочу понять, почему вы тут все разругались из-за этой елки", - сказала я. Иммигранты недоверчиво на меня посмотрели. И стали перешептываться. "Никто не ругался. Елка здесь стояла на каждое Рождество и стоять будет", - сказал вдруг мужчина, по внешности очень похожий на египтянина. "Но ведь мусульмане в администрации вашего района в целях экономии не захотели покупать елку в этом году. Даже несмотря на то, что она стоит всего 700 евро. Это ведь в 10 раз меньше, чем организация Курбан-байрама, который тут не так давно отмечался", - возразила я.
"Тут во всех дворах есть елки, даже несмотря на то, что здесь живет больше мусульман, чем христиан", - сказал он. Это была правда: в Коккедале живет 60 % иммигрантов и только 40% коренных датчан. Этот район - своеобразное гетто для бедняков. "Мы отсюда и не выезжаем никуда. Здесь все дешево: и жилье, и вода, и шаурма", - сказал мне напоследок египтянин.
Датской культуре свойственно учитывать мнение меньшинства: в этой стране разрешены браки между секс-меньшинствами. Христиане оплачивают проведение праздников для мусульман. В садах и школах не нарушаются права мусульманских детей. Потому можно представить, насколько были шокированы датчане, когда мусульманское большинство в Коккедале не захотело купить елку на Рождество.
У меня был еще один вопрос к выходцам с арабского Востока, и я решилась: "Вы говорите, что Рождество не празднуете. Но почему иммигранты шлют прошения в местную церковь о пособии на этот праздник? Как пишут в газетах, 90% таких прошений приходит как раз от приезжих".
Но мой собеседник ничего об этом не знал. Все на самом деле предельно просто: администрация Коккедала хотела сэкономить на елке, не понимая, что теряет намного больше - доверие и терпение датчан.
До сих пор датское правительство заявляло, что не ограничит миграцию. Националистическая Датская народная партия находится в оппозиции. Даже организация неофашистов публично не оскорбляет иммигрантов. И, как признались корреспонденту "РГ" датские политологи, конфликт вокруг елки не сможет всколыхнуть националистические настроения у датчан.
Чувства у меня оставались смешанными. Елка вроде на месте, где стояла десятилетиями на Рождество. А вот праздничного настроения нет. Ощущение, что теперь вокруг елки некое напряжение, даже страх.
Уже в Копенгагене зашла в кафе, где на входе меня встретил негр-официант. Я уселась за стойку, у которой работал бармен - коренной датчанин. Спросила его о елке и отношениях с коллегами-иммигрантами. "Это все политика. На нас это никак не влияет. Мы работаем вместе и чаевые делим одинаково", - ответил бармен. Я пила кофе и размышляла, будут ли дети иммигрантов любить сказки Андерсена. И считать себя настоящими датчанами.
Владимир Зотов, префект Юго-Восточного округа:
- Ситуация Коккедала в Москве, к счастью, пока в принципе невозможна. Да, у нас на юго-востоке мигрантов очень много. Но большая часть их, независимо от того, легальные они или нелегальные, люди временные, а значит, не они определяют политику города. И большинство приезжих дают себе отчет в том, что правила, установленные здесь, надо соблюдать, иначе их могут выслать.
Лидия Графова, журналист-правозащитник:
- Конечно, отсутствие общей елки на площади грустновато. Но, наверное, каждый может устроить елку у себя дома, недаром же Новый год считается семейным праздником. Раз уж дали в Дании мигрантам гражданство, значит, надо подстраиваться друг к другу обеим сторонам. Тем более там уже и администрация избрана из мигрантов. И тем не менее в городе идет нормальная социальная жизнь. Не елкой же единой измеряются отношения между национальностями! Наверное, жителям Коккедала стоило бы поменьше обращать внимание на эту колкую ситуацию или отнестись к ней с юмором.
Между тем
Получено еще одно подтверждение того, что старушка Европа сильна своими традициями. Даже в эпоху господства Интернета европейцы предпочитают поздравлять друг друга по старинке. Первые по числу отправляемых открыток - голландцы: по данным почтовой компании "ПостНЛ", среднестатистическая голландская семья рассылает к Рождеству 40 открыток. Следом идут британцы, датчане, финны и французы, которые отправляют от 17 до 30 открыток.