В ФАС говорят, что в целом рост цен объективен: дорожает зерно, растут тарифы. Однако в регионах нарушения были. В Пензе антимонопольная служба вынесла предписание о снижении цен двум местным хлебозаводам. Ряд дел в отношении хлебокомбинатов возбудило ростовское УФАС. "Хлеб - социально значимый продукт, но нужно соблюдать баланс интересов производителей и потребителей, - говорит замначальника управления контроля химпромышленности и АПК ФАС Ирина Епифанова. - Число крупных предприятий отрасли уменьшается. Износ фондов тех, которые работают, превышает 50 процентов. Если искусственно сдерживать цены на их продукцию, они обанкротятся. Вряд ли кто-то от этого выиграет".
Глава Центросоюза Евгений Кузнецов считает, что тревогу по поводу подорожания хлеба бить рано. "Нужно смотреть, что будет дальше. Сейчас дорожает зерно, а за ним и мука, доля которой в себестоимости хлеба достигает 50 процентов, - говорит он. - Впрочем, когда рынок нестабильный, у кого-то может появиться желание воспользоваться ситуацией и даже без объективных причин повысить цены на продукцию".
Пекари утверждают, что объективных причин хватает. "В мае один килограмм муки стоил 7-10 рублей. Сейчас 15. Мы стараемся держать цены на хлеб, но это трудно, - замечает президент Российского союза пекарей Анатолий Косован.
Средняя зарплата на наших предприятиях - от 8 до 15 тысяч рублей в месяц. Мы не можем отпускать хлеб за бесценок, держа впроголодь наших работников, которых в отрасли 300 тысяч человек". В целом, рентабельность хлебопекарного производства и колеблется от нуля до трех процентов, добавляет Анатолий Косован. А нормальная должна быть хотя бы на уровне 15.
У мукомолов свои аргументы. По словам президента Союза мукомольных и крупяных предприятий России Аркадия Гуревича, сейчас до 90 процентов себестоимости муки приходится на зерно. "За год отпускные цены производителей выросли вдвое, - констатирует он. - Нужно еще учитывать, что пока зерно доходит от крестьянина до мельницы, оно еще больше прибавляет в стоимости. Транспортировка автотранспортом до элеватора, сушка и очистка, доставка по железной дороге - все это расходы. Так и происходит удорожание". При этом, как отмечает Гуревич, цены на муку за год повысились не так сильно, как могли бы, - на 70 процентов. "Но если зерно будет дорожать и дальше, за ним, скорее всего, будет тянуться и мука", - заключает собеседник "Российской газеты".
Всего за одну декабрьскую неделю индекс, который отражает средние рыночные цены на зерно на европейской части страны на продовольственную пшеницу 3-го и 4-го классов достиг 10 900 рублей за тонну. Прирост индекса пшеницы 3-го класса составил 200 рублей за тонну, 4-го класса - 225 рублей. "Предложение зерна ограничено, а спрос устойчивый. Нынешний рынок - это классический рынок продавца, который, пользуясь ситуацией, диктует свою политику, - комментирует "Российской газете" вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. - Но я думаю, когда государство начнет полномасштабные зерновые интервенции, а случиться это может уже в середине января, рынок придет в норму".