А несколько многонациональных поколений, что родились и выросли за без малого семь десятилетий его существования, называли его просто: "моя страна", "родина".
Одна на всех - молдаван и украинцев, русских и грузин, таджиков и белорусов. И в анкетной графе о гражданстве все писали: "СССР".
После декабря 1991-го у каждого родившегося в одной из 15 бывших союзных республик теперь своя страна и своя родина. И чем младше эти постсоветские поколения, тем, кажется, меньше у них интереса: что это за страна была такая - Союз Советских Социалистических Республик, бывшая общая родина их бабушек и дедушек?
Дети, родившиеся после 1991 года, проходя в школьном курсе истории период СССР, о чем они должны будут узнать в обязательном порядке?
Вячеслав Никонов, политолог, президент фонда "Политика":
- Не важно, когда дети родились - до или после. У нас есть две главные национальные особенности изучения истории в школе. Первая - мы изучаем историю и своей страны, и других. Во всех других странах изучают историю только своей страны.
Второе отличие - в школе любой страны мира, за исключением РФ, дети узнают, что их страна является самой лучшей страной в мире. Мы преподаем это все в контексте мировой истории и с большим акцентом на то, что Россия не самая лучшая страна в мире.
Говорить надо обо всем. Но при этом говорить с учетом уважения к собственной стране. Потому что чувства, которые порой пробуждают некоторые наши историки, не очень продуктивны, детей надо настраивать на то, что Родина - это позитивная сила в мировой истории.
СССР должен быть вписан в общий контекст нашей истории. Это форма существования российской цивилизации на протяжении XX века. В период пребывания у власти крайне левая коммунистическая партия начала реализовывать в России некоторые утопические идеи, почерпнутые в Западной Европе.
При этом страна стала впервые сверхдержавой, наверное, в первый и в последний раз. Внесла огромный вклад в развитие мировой цивилизации, сокрушила самого опасного врага в истории человечества за всю многотысячелетнюю историю - гитлеровскую Германию, проложила человечеству дорогу в космос. Эти вещи должны знать обязательно.
Карен Шахназаров, режиссер, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм":
- Забывать свою историю нельзя ни в коем случае. Будь то Российская империя или Советский Союз - это наше прошлое, которое мы должны понимать и принимать.
Новое поколение должно знать, что советское время было эпохой великих, я бы даже сказал глобальных достижений - освоение космоса, победа в Великой Отечественной войне... На мой взгляд, уже этого достаточно, чтобы относиться к своей истории с большим уважением. Не забудем и о культуре, кинематографе. Да, не все было так радужно, как хотелось бы, но такова жизнь. История не бывает однозначной, в ней нет только белых или только черных страниц.
История Советского Союза вызывает и будет вызывать множество споров и разногласий, события того времени непросто осознать. Но нужно понимать, что масштаб вызова был огромен. Советский народ освоил эту страну - тяжелую, северную.
Новые поколения россиян должны помнить, что все, чем они пользуются сегодня, так или иначе произрастает из советского времени.
Николай Досталь, кинорежиссер, народный артист России:
- Про все периоды нашей жизни, нашей советской (да и российской тоже) истории - достаточно тяжелой, драматической, непростой - сегодняшние и завтрашние школьники должны знать. И в этих знаниях все важно, - будь то трагические, драматические страницы или славные страницы нашего советского прошлого. "Камни прошлого - это ступени в будущее", так Николай Рерих сказал, если не ошибаюсь.
Меня иногда спрашивают, испытываю ли я ностальгию по советскому прошлому. По тем временам - нет. По людям - да, по тем, которые ушли. А вообще, надо жить сегодняшним днем. Здесь и сейчас. Надо жить настоящим и делать все в настоящей жизни. Другой не будет. Знаете, Альберт Швейцер - лауреат Нобелевской премии, врач очень хорошо когда-то сказал: "Мой опыт пессимистичен, но моя вера оптимистична".