3 миллиарда рублей будут внесены в Фонд кино и пойдут на "производство полнометражных игровых и полнометражных анимационных национальных фильмов, создаваемых лидерами отечественного кинопроизводства и иными организациями". Оставшиеся деньги предстоит распределять министерству культуры на фильмы для детей и юношества, социально значимой тематики, документальных, научно-популярных, анимационных, авторских. Госсредства запланированы и на продвижение российских фильмов на международный рынок. Этой деятельностью займется Роскино.
Финансируя национальный кинематограф, государство опирается на мировую практику и здравый смысл, говорит Анна Крутова, члена Ассоциации продюсеров кино и телевидения. "Поскольку вся мировая кинематография находится в жесткой конкуренции с единственным монополистом (американским Голливудом), то каждая страна, уважающая свой народ, культуру и искусство, стремится поддерживать национальный кинорынок", - поясняет эксперт. В России же, где он до сих пор не выстроен, где бушует пиратство, не хватает кинозалов, нет единого учета и контроля за продажей билетов, все это тем более актуально. По мнению Крутовой, за последние два года в России удалось создать четкие критерии для адресного финансирования фильмов лучших киностудий-лидеров, режиссеров и очевидность их публичного выбора просто невозможно оспорить.
Главное, по ее словам, и то, что в 2012 году удалось найти средства на развитие образовательных программ, что крайне важно для отечественного кинематографа, особенно по части подготовки сценаристов. Повышать квалификацию и учиться студенты и преподаватели, в том числе ВГИКа, теперь смогут у американцев, то есть там, где умеют создавать зрительское массовое кино.
Господдержка - это хорошо, но не гарантирует качественного роста рынка, предупреждает руководитель аналитического интернет-сайта proficinema@proficinema.ru Нина Ромодановская. И чтобы наш кинематограф сделал рывок, по ее мнению, необходимо финансировать больше дебютных лент. "Только запустив на рынок их максимальное количество, хотя бы до 20 в год, мы поймем, кто из режиссеров перспективен. Для сравнения: до сих пор минкультуры финансировало не более пяти таких картин в год. Не ясна пока ситуация и с отбором кинофильмов под социально значимую тематику. Их должны выбирать в минкультуры. Однако чиновники, по мнению Ромодановской, не смогут качественно генерировать темы фильмов. "Даже конъюнктурные сюжеты должны "прорастать" от самих творцов, которые, как лакмусовая бумажка, чувствуют и отражают настроения в обществе", - говорит она. Есть также еще две ключевые проблемы кинематографа, которым не уделяют должного внимания. Это тотальная маркетинговая безграмотность продюсеров и отсутствие достойных сценариев для массового зрителя. "Есть фестивальное жесткое кино, рассчитанное на небольшую аудиторию, и есть прокатное - с сумасшедшими сборами", - поясняет эксперт, добавляя, что за все сто лет мирового кинематографа, при том, что сейчас в год снимается до 5 тысяч картин, по пальцам можно пересчитать фильмы, одинаково принятые критикой и массовым зрителем. Чтобы в кинотеатр пришли не 150 человек, а пять миллионов зрителей, по ее словам, нужны "не примитивные, но "счастливые" фильмы с счастливым концом об узнаваемых взаимоотношениях людей на фоне красивой природы и быта.
Что касается маркетинга, то в пример эксперт "РГ" приводит блокбастер 2012 года "Шпион" с многомиллионным бюджетом, который профинансировал Фонд кино. "Сделан очень хороший фильм, но провальный маркетинг, который еще до выхода позиционировал его, как "кино о войне", лишил его массового зрителя", - говорит эксперт. Зато другой фильм "DyxLess" о повседневной жизни российского офисного "планктона" собрал большие кинозалы.И все благодаря блестящему маркетингу.