Новости

17.01.2013 00:06
Рубрика: Культура

Температура 38? Значит, человек нормальный

Полина Агуреева - о Блоке, сыне и "Сказках Шахерезады"
Актрису "Мастерской Петра Фоменко" Полину Агурееву знают и любят многие - хотя бы и по фильмам Сергея Урсуляка: "Ликвидация", "Исаев", "Жизнь и судьба".

Последний прошел на телеэкранах минувшей осенью. А в начале уходящего года у нее была другая премьера - в спектакле "Пять вечеров" она сыграла главную героиню, Тамару. Эпитеты от критиков и поклонников носятся вокруг нее, спотыкаясь друг о друга: с одной стороны забегут - какая-то она "нездешняя". С другой стороны - да нет, вполне себе "здешняя" и земная. А какая на самом деле - все равно загадка.

Мы поговорили с Полиной за кулисами ее родного театра в канун Нового года. На улице минус 20, у нее температура 38, через полтора часа спектакль, и ей выходить как ни в чем не бывало на сцену…

Новый год встречаю в счастливой деревне

Полина, вот вы с температурой 38 сейчас будете играть Ларису Огудалову в "Бесприданнице". Главная героиня, между прочим, все внимание на вас, - а вчера у вас была "Абсолютно счастливая деревня", а завтра "Пять вечеров", и там у вас тоже главные роли… А у актеров нет права на болььничный, как у нас, зрителей? Неужто в любом состоянии - вставай и иди на сцену?

Полина Агуреева: Ну нет, вы же понимаете, такое редко бывает. Однажды было - мы съездили на гастроли в Петербург, играли там "Деревню" на большой сцене, я как-то переволновалась, неправильно распределила голос, и у меня случилось кровоизлияние голосовых связок. И то я играла в таком состоянии два спектакля, а потом Петр Наумович сказал - все, хватит, потому что это просто очень опасно. Я потом месяц молчала, писала записочки, отменили много спектаклей… А сейчас так сошлось - три спектакля подряд, вчера пришла после "Деревни", а у меня 38. Я думала, у меня не бывает температуры, - зато теперь выяснилось, что я нормальный человек, значит, все хорошо.

Ну, всех "нормальных людей" сейчас, в предновогодние дни, так или иначе волнует вопрос: где, как и с кем встречать Новый год. У вас уже есть ответ на этот вопрос?

Полина Агуреева: Да, у меня же родители - а я очень дружу со своими родителями - живут в большом доме, деревянном, в лесу, в Подмосковье. Поэтому, конечно, я буду встречать Новый год у них. Там еще, кроме моего сына Пети, куча детей соседских, с которыми мы дружим. Мы всегда что-нибудь придумываем, прячем под елки...

Друзей своих не позовете?

Полина Агуреева: Нет мы будем семьей своей, у нас такая многочисленная семья…

А у вас вообще - за пределами вашего театра - много друзей?

Полина Агуреева: Конечно, я дружу, например, с Витей Рыжаковым, люблю его очень, - это человек, который поставил "Пять вечеров", мы вместе делали "Июль" в "Практике". Я очень люблю Антона Шагина, актера "Ленкома". Очень дорожу их дружбой, мы хотим спектакль вместе делать. И я очень люблю Игоря Гордина, с которым мы в "Пяти вечерах", слежу за его творчеством, люблю его, как актера, он человек глубокий. Вообще полюбила всех ребят из "Пяти вечеров", и Артема Цуканова, и Яну Гладких…

Новый год вам, говорят, дороже своего дня рождения…

Полина Агуреева: По-моему, нет ни одного нормального человека, который любил бы свой день рождения.

Но в прошедшем году вы, несмотря на это, свой день рождения отметили…

Полина Агуреева: Да, в этом году первый раз в жизни отмечала. И поняла, почему люди вообще справляют дни рождения. Мне столько наговорили добрых слов - вот, оказывается, зачем люди это делают! Приятно, что было много людей, которых я очень люблю. И которым я готова служить, помогать. Если кто-то позвонит и попросит о чем-то, я с удовольствием это сделаю. Любовь - это же ответственность… Отмечали день рождения на природе, у мамы, там очень красиво. Жгли костер, пели песни, читали стихи прямо там, в девять утра легли спать... Нет, но все равно Новый год, как праздник, - интересней.

А что за двенадцать желаний, которые вы непременно загадываете в новогоднюю ночь?

Полина Агуреева: Ну да, съедаю двенадцать виноградин - не знаю, где я это услышала, но каждый год… Подсадила на это всех своих знакомых и друзей, и своего сына - он не любит виноград, поэтому съедает двенадцать "чего-нибудь" и загадывает 12 желаний. Я, конечно, отношусь к этому иронично, но все равно люблю - праздник, должно быть что-нибудь волшебное, красивое.

Тонкости между мужчинами и женщинами

Думаю, главная утрата, потеря прошедшего года для вас, как и для ваших коллег по "Мастерской", связана с уходом из жизни Петра Наумовича Фоменко, руководителя, мастера, основателя театра.

Полина Агуреева: Это для меня потеря жизни, не думаю, что это стоит называть "потерей года", она не укладывается во времени в какой-то год.

Для вас жизнь - это прежде всего ваша работа? А все, что кроме нее, за пределами сцены?

Полина Агуреева: Я не считаю свою профессию "работой" - это моя жизнь, я так живу, существую. У меня есть Петя, мой сын,  и я надеюсь, с ним я существую так же наполненно, как на рептициях. А на репетициях так же, как с Петей. Я не разделяю эти вещи. То есть, мне бы хотелось осмысленно и наполненно жить во всех ипостасях своей жизни.

Но есть же и такие "ипостаси", которыми вы не могли делиться даже с Петром Наумовичем, как бы много он для вас ни значил…

Полина Агуреева: Всегда есть личное пространство, которое поэтому так и называется, что оно никому, кроме тебя самого, не интересно.

Вы снимались в кино, несколько лет играли в спектакле "Июль" в другом театре, - Фоменко не относился к этому как-то ревниво?

Полина Агуреева: Может, ревновал чуть-чуть. Но с самого начала, как только меня взяли в театр, пошла к Олегу Меньшикову играть Лизу в "Горе от ума". Потом еще уехала в Ригу, там Лена Невежина ставила Стоппарда… Одна из важных вещей, которым Петр Наумович научил, - нужно идти своим путем. Если ты идешь своим путем и по честности, то ты не можешь никого предать. Конечно, он видел "Июль", "Эйфорию". И "Пять вечеров" - мне всегда было важно, что он скажет, как отреагирует, понравится ему или нет. У нас был с ним диалог - мне кажется, честный.

Говоря о планах на следующий год, худрук "Мастерской", Евгений Каменькович, рассказал, что готовятся сразу две постановки по Александру Блоку. Одной из них занимаетесь вы…

Полина Агуреева: Да, так получилось, совпало, что Петр Наумович хотел делать спектакль по поэме "Возмездие", говорил об этом, у него всегда было много планов. Не знала, что Кирилл Пирогов будет продолжать это делать… А у нас свое - мы с Верой Камышниковой придумываем инсценировку. Вера прекрасный педагог по речи в ГИТИСе, режиссер, очень тонкий человек… Блок для меня - человек, остро и тонко чувствовавший жизнь, история его очень трагическая, но при этом в его странной, страшной поэзии можно найти свет. Вообще, мне кажется, что прийти к свету можно только через потрясение и страдание, это неизбежно и даже нужно, я не верю в свет какой-то блаженный, невыстраданный, без этого не увидишь мир во всем объеме. Такой какой-то хотелось спектакль… Это будет просто композиция по стихам. Такая очень странная, только стихи Блока.

А кроме Блока - есть еще какие-то задумки, планы на год 2013-й?

Полина Агуреева: В начале прошлого года мы выпустили "Пять вечеров", а у меня так получается, что только раз в два года могу выпускать какой-то спектакль. Год он как-то растет, этот спектакль, потом год я отхожу от старого спектакля и медленно созреваю к новому. Прошедший год был "паровой" - как землю держат незасеянной, "под паром". Вот и у меня получился такой год ожидания, и в следующем году я бы хотела куда-то вызреть… Сейчас у меня Блок, и я не могу одновременно делать чего-то много. Есть еще идея, но это уже после Блока…

Это спектакль по Ницше? Вы как-то признавались, что хотите поставить…

Полина Агуреева: Нет, про Ницше - это такая глобальная идея, это будет после. Я хочу "Сказки Шахерезады" сделать…

Не детский спектакль?

Полина Агуреева: Нет, "Сказки Шахерезады" - они же совсем не детские. Я просто люблю эту книжку, и можно сделать такой эротический спектакль - о тонкостях взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Подойти к этому можно вполне иронично…

О планах сниматься в кино не расскажете?

Полина Агуреева: Кино я вообще не считаю, то есть, его нет в моей жизни столько, чтобы я могла им какой-то свой путь мерить.

Вы заботливая мама. Не спрашиваю, когда успеваете заниматься сыном, - но вы, говорят, ходите с ним в музеи, в театры на спектакли детские…

Полина Агуреева: Мы редко на самом деле ходим, особенно сейчас, когда школа: мы делаем уроки… Не могу сказать, что много смотрела детских спектаклей, но в основном они мне не очень нравятся. Чем они меня напрягают? Бездарностью…

Жаль, что наше время лишено нюансов

А посоветовать сможете, куда с детьми стоит пойти?

Полина Агуреева: Советовать трудно - для этого я все-таки очень мало хожу. На выставку Шагала в Пушкинский музей летом ходили, а потом, когда началась школа, даже на занятия (Петя занимался в Пушкинском музее) перестали ходить, не успеваем… Мне понравился в театре "Практика" спектакль "Сказка, которая не была написана". Мне показалось, симпатичный спектакль, не фальшивый.

Критики часто награждают вас самыми замысловатыми эпитетами. Вот, например, я выписал, - про "хрупкость, ненаигранную трепетность и лиризм в сочетании с последовательностью, упорством и волей". Как вы это воспринимаете, ощущаете в себе все это?

Полина Агуреева: (иронично улыбается) Да, я очень ощущаю в себе "ненаигранную трепетность"...

А вот, например, Сергей Урсуляк, у которого вы снимаетесь в каждом фильме, называл вас "нездешней, отдельной" и находил "особенность в зазоре между вами и нашим временем".

Полина Агуреева: Ну, это он так считает, я так не думаю. Если я непричастна к каким-то внешним проявлениям культурной жизни нашего времени, - так я этого просто и не хочу. А про "отдельность" - Евгений Борисович тоже мне так говорит. Но это, наверное, мой недостаток - не знаю, достоинство ли? Мне просто хочется заниматься творчеством и не хочется ни к кому примыкать, что-то во мне противостоит этому. Наверное, потому  "отдельная". Хотя, мне кажется, я умею любить людей, нельзя сказать, что я такой эгоист. У меня есть друзья, я с ними не "отдельничаю", просто у меня есть мой мир..

Еще одна цитата: кое-кто вот обнаруживает в вас "сочетание нравственной чистоты и волнующего эротизма, граничащего с бесстыдством"…

Полина Агуреева: Насчет этого я ничего не могу сказать. И вообще я думаю, что высшая форма кокетства - это отсутствие кокетства.

Научиться этому можно?

Полина Агуреева: Не знаю - но я помню, что для меня еще с института было оскорбительной ругачкой, когда меня называли "очень обаятельной и симпатичной". Мне было ужасно неприятно, потому что не в этом - главные достоинства. Это как Олег Борисов говорил - мы становимся популярными благодаря своим самым примитивным проявлениям. Вот я тоже так считаю.

Отдыхаете вы только летом. А как же сын, никуда не ездите с ним в каникулы?

Полина Агуреева: Никуда, потому что у нас есть бабушка, к которой мы ездим. Сын, когда я здесь, - с няней, а так все время со мной. Мы друг к другу привязаны. Он, кстати, уже вырос, вот сегодня, например, принес мне завтрак в постель. Мы с ним дружим, хотя и ругаемся, конечно, когда он вредничает.

А вам не кажется, кстати, что дети в столице часто вырастают не хуже, не лучше, но куда большими снобами, чем дети в провинции. Не пугает этот вот снобизм столичный?

Полина Агуреева: Это очень меня беспокоит, я тоже не люблю эту "столичность" и безумно счастлива, что мое детство прошло в провинции, мне кажется, в Москве нет этого прекрасного ощущения мира  детства… Но это даже волнует меня меньше, чем то, что ребенок, скажем, после "Аватара" перестает реагировать, воспринимать то же "Обыкновенное чудо" - мы недавно его как раз с ним смотрели. Я пытаюсь Пете это втюхивать - он обожает "Полосатый рейс", "Бриллиантовую руку". И слава богу, потому что после таких американских фильмов достаточно трудно воспринимать "Ежика в тумане" со всеми его тонкими переходами и нюансами.

Пете понравился спектакль "Король-олень".  Сергей Урсуляк сделал такую постановку в Концертном зале Чайковского, я пела, и Петя первый раз в жизни сходил, посмотрел, как я в театре выступаю…

А вы ни разу не приводили его на свои спектакли в "Мастерскую"?

Полина Агуреева: Я же не могу привести его на "Бесприданницу" или "Деревню", где меня все мучают, убивают, стреляют. На "Войну и мир" можно было бы привести, но для него это очень длинный спектакль… Но вот "Король-олень" ему понравился, музыка понравилась и он теперь фанат этого фильма, и я очень рада. "Обыкновенное чудо" тоже понравилось, хотя поначалу он сказал, что все советские фильмы одинаковые и все это уже устарело. Потом смотрю, поет песню оттуда, значит, все нормально… Мне бы все же очень хотелось побороться с этим временем, которое лишено нюансов. Старые фильмы, конечно, не соответствуют темпоритму новому. И в школе сейчас, я смотрю, дети, которые с Петей в классе, - меня пугают, насколько они рациональны… А у нас за "провинцию" отвечает бабушкин загородный дом, там у нас веселая, сумасшедшая семейка, и с атмосферой  у нас все в порядке.

А дома у вас нет интернета?

Полина Агуреева: Интернет есть, почему же. Это телевизора у меня нет.

Если все же подытожить, какие такие сверхзадачи вы ставите перед собой в наступающем году?

Полина Агуреева: Какие у меня планы - они каждый год одни и те же. Жить полной жизнью. Репетировать, любить детей, своего мужчину, близких людей, служить любимым людям. Чтобы им было хорошо со мной - а это не так уж просто делать.

Хотите сказать, что с вами непросто ужиться?

Полина Агуреева: Да, я не самый легкий человек. У меня очень много тараканов, комплексов, достоевщины всякой…

… И напоследок - с Новым годом, Полина - и пусть все будет так, как вы загадаете!

Фотогалерея
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Культура Кино и ТВ Наше кино Звездные интервью "РГ" РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники