Две из них уже полностью завершены и ждут своей экранной судьбы. Это "Долгая счастливая жизнь" Бориса Хлебникова и "Деточки" Дмитрия Астрахана.
Людям, уже оценившим талант Хлебникова ("Свободное плаванье", "Сумасшедшая помощь"), запомнилась только что вышедшая картина "Пока ночь не разлучит" - оригинальная комедия нравов, сделанная на материалах разговоров, подслушанных в "элитном" ресторане "Пушкин" репортерами журнала "Большой город". Но мало кто знает, что этот киноэтюд - не более чем "шутка гения", брошенная между делом. А главное дело - "Долгая счастливая жизнь". Формально это как бы ремейк американской классической ленты High Noon - "Ровно в полдень", вестерна Фреда Циннемана 1952 года. А на самом деле это актуальнейший портрет современной России, жестко сделанный срез национального характера. Как в точно выполненной хирургической операции, перед нами предстает полный анамнез нашего вечного недуга "хотели как лучше - получилось как всегда". Это картина социальная, и проблема, которая в ней обрисована, по-видимому, не имеет решения - для этого нужны другие национальные традиции, иные гены, принципиально иная закваска.
Фабула картины связана с тем, что на землю молодого фермера покушаются "сильные мира сего", неустанно умножающие свои богатства, и фермер с рабочими его фермы решается дать им отпор, отстоять свои права. В этой роли постоянный актер Хлебникова Александр Яценко, снимались также Евгений Сытый и Анна Котова. Снял фильм Павел Костомаров, режиссер, выступивший здесь в своей первой и главной ипостаси - оператора.
Острый социальный смысл заложен и в "Деточках" Дмитрия Астрахана. Особенно актуальна картина сейчас, когда к теме состояния наших детских домов и сирот приковано внимание всей страны. Некий детский дом промышляет тем, что сдает детишек напрокат педофилам. Клиенты - "сильные мира сего", полиция с такими не связывается. Защитить детишек некому. И тогда группа ребят, понимая, что ждать помощи неоткуда, сформирует свой боевой отряд и вступит на тропу мщения. Картина, поначалу отмеченная всеми стилевыми признаками традиционной для Астрахана художественной манеры "народного кино", потом обретает непривычную для режиссера жесткость и бесстрашие в подходе к взрывоопасной теме. Фильм вызывает робость у прокатчиков - так когда-то фильм "Берегись автомобиля" вызывал опасения в том, что он станет бикфордовым шнуром и спровоцирует людей во имя справедливости угонять машины жуликов. Но время изменилось, мы привыкаем смотреть в глаза жестокой правде, и я уверен, что новая работе Дмитрия Астрахана станет общественным событием и поможет нам заглянуть в пропасть, на краю которой мы стоим.
Наконец, третий фильм, которого стоит ждать с нетерпением, - это новая, после большого перерыва, работа классика нашего кино Александра Митты "Шагал - Малевич". Снятая по сценарию самого Митты картина сосредоточена вокруг малоизвестного широкой публике конфликта между выдающимися художниками. Марк Шагал собирался создать в Витебске свою Школу искусств. Но октябре 1919 года в город приехал с семьей опальный Казимир Малевич, уже знаменитый авангардист, отец-основатель супрематизма, и Шагал пришел ему на помощь - пригласил преподавать в своей школе, дал приют. Но Малевич не относился к "провинциальному" коллеге всерьез и стал действовать так, словно Шагала в Витебске не было, - поступил подобно Лисе, которая, согласно сказке, выгнала Зайца из его избушки. Шагал даже хотел покинуть родной город, но конфликт между двумя художниками перерос в спор двух художественных школ - ученики Шагала и питомцы Малевича объявили друг другу войну. Вот эта драматичнейшая история и положена в основу картины, где роль Шагала играет Леонид Бичерин ("Морфий"), а Малевича - актер МХТ Анатолий Белый ("Багровый цвет снегопада", "Уланская баллада"). Почти все исполнители остальных ролей - дебютанты в кино.
Фильм сейчас в процессе монтажа, но, как рассказал "РГ" Александр Митта, он надеется, что зрители станут свидетелями этой драмы уже в наступившем году.