о. Андрей Кураев, протодиакон, профессор Московской духовной академии:
- По какому бы из нынешних церковных календарей ни праздновали христиане Рождество, все равно получается абсурд. Если Рождество Христово - 25 декабря, то отчего же год, считаемый от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если же Рождество Христово - 7 января, то почему новое "лето от Рождества Христова" начинается за неделю до него?
Этих неувязок не было, пока новолетие было сентябрьским, а счет годам велся "от сотворения мира", а не от Рождества. Возврат к такому счету нереален. Так, может, христианам стоит договориться между собой о том, чтобы совместить празднование Рождества и Новолетия?
Пусть Рождество будет 1 января. Канонов, которые запрещали бы православным сдвигать празднование Рождества, нет (каноны говорят лишь о времени празднования Пасхи). Однажды Церковь эту дату уже волевым образом уже меняла - в середине 4 века.
Литургических последствий и перестроений в календаре тоже такая перемена почти не принесет. Даже праздник Крещения Господня может остаться на прежнем месте, ибо время крещения Христа никак не связано со временем Его рождения (Он крестился в возрасте 30 лет).
Библейских указаний на время Рождества нет (по косвенным признакам можно вычислить лишь середину зимы, но не точнее). Раннехристианских свидетельств о той или иной дате Рождества также нет - по той причине, что первые поколения христиан жили Пасхой (и до сих пор дни памяти святых - это дни их ухода в Вечность, а не дни рождения их для земной жизни).
Вариант: Рождество 31 декабря. Новый год - 1 января.
Интересно, какие могут быть возражения против такого предложения, кроме шантажа расколом?
Да, если первыми смогут об этом договориться православные между собой, то это могло бы стать миссионерским аргументом, привлекающим к православию в инославных странах.
Радостного Рождества всем!
о. Владислав Свешников, протоиерей, доктор богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках:
- Я думаю, переносить дату празднования Рождества Христова с 7 января, совмещая ее с отмечанием Нового года, - это бред. По одной хотя бы простой причине. Нужно очень не уважать Священное Предание, чтобы брать на себя право выдвигать предложение такого, довольно кардинального, свойства. Не говоря уже о том, что почти наверняка (во всяком случае, в ближайшие пять десятков лет), если бы такое предложение стало хотя бы дебатироваться, это почти мгновенно вызвало бы раскол в Церкви. Потому что большая часть людей этого, конечно, не приняли бы. Нужно быть хорошо знакомым с жизнью Церкви, чтобы понимать, что этот обычай - праздновать Рождество Спасителя именно 7 января - традиция, принятая всею Церковью.
Просто так уж получилось: христианская Европа перешла на григорианский календарь, и Рождество там приходится на 25 декабря, а Русская православная церковь, в отличие от светского государства Российского, продолжает жить по старому, юлианскому, календарю. Впрочем, в этом календарном расхождении с западным христианством можно, наверное, увидеть и некоторую нашу важную особенность - более, чем просто процессуальную. Мы, православные люди, может, хоть и не очень заметным образом, но все же ОТМЕЧАЕМ и Новый год, соблюдая установки продолжающегося рождественского поста, в то время, как мир, начиная с 25 декабря, 31-го числа уже веселится в самодовольном и самовольном ощущении. А Рождество мы - ПРАЗДНУЕМ.
И в этом есть наше различение праздников - светского и церковного. Признание правды Божией, правды Церкви. Новый год - для православных людей просто начало нового календарного года, очередного их жизненного этапа. Рождество в сознании верующего человека связано с началом новой Жизни, которую принес людям Христос. И в этом большая сущностная разница двух праздников.
Уже только поэтому "объединять" их нельзя.
Рождество в Киевской Руси стали отмечать очень давно, еще в X веке. В первый раз на Руси отмечали Рождество - 25 декабря 988 года.
В конце XVI века в Европе Римский Папа Григорий ввел новый - "григорианский" календарь, чтобы скорректировать разницу между фактической продолжительностью земного года и, вытекающей из "юлианского" календаря, по которому до того жили многие страны, включая Россию. В 1918 году григорианский календарь был принят и в России, но РПЦ продолжала и продолжает жить по старому, юлианскому календарю. Именно поэтому в Европе празднуют Рождество 25 декабря, а русская, болгарская, сербская и другие православные церкви пользуются юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря.
Многие столетия Рождество было в России главным зимним праздником, гораздо более торжественным и значимым, чем Новый год. Традиции Рождества не изменялись и после реформы Петра Великого 1700 года о переносе Нового Года на 1 января. В 1918 году пришедшие к власти большевики религиозный праздник Рождества Христова официально запретили, и он был восстановлен в России только в 1991 году, после распада СССР. Указом Верховного Совета РФ от 20 декабря 1990 года 7 января было объявлено праздничным днем. Сегодня, по данным социологических опросов, уже 35 процентов россиян считают Рождество главным праздником, оставляя за Новым годом второе место.