Главным лауреатом, по версии Национального общества кинокритиков, стала "Любовь" австрийца Михаэля Ханеке. Ханеке избран и лучшим режиссером, а исполнительница главной роли в его фильме француженка Эмманюэль Рива - лучшей актрисой. Но лучшим актером назван не ее партнер Жан-Луи Трентиньян, как можно было бы ожидать, судя по разбегу, а Дэниел Дэй-Льюис в байопике Стивена Спилберга "Линкольн". Эта же картина удостоена приза критиков за лучший сценарий (автор - Тони Кашнер).
Критики наконец-то вытащили из несправедливого забвения картину Пола Томаса Андерсона "Мастер" - она награждена за операторскую работу (Михай Малаймер) и лучшее исполнение женской роли второго плана (Эми Адамс). Ее коллега Мэттью МакКонехи назван лучшим исполнителем мужской роли второго плана ("Берни" и стриптиз-драма "Супер-Майк"). Лучшей экспериментальной работой признана картина опального иранца Джафара Панахи "Это не фильм". Критики помянули своего коллегу из "Вилледж Войс" Эндрю Сарриса, который в 1966 году был одним из основателем Национального общества кинокритиков и ушел из жизни в 2012-м.
Таким образом, за пределами критических симпатий оказалась драма Кэтрин Бигелоу "Цель номер один", которая лидировала в большинстве предыдущих раундов: отдавая столь безоговорочное предпочтение австро-французской "Любви", американские критики солидаризировались скорее со своими европейскими коллегами, чем с большинством соотечественников. Не заметили они и обвальный зрительский успех картин "Джанго освобожденный", "Отверженные", "Операция "Арго", не говоря о таких массовых жанрах, как фэнтези или боевик.
Если "Любовь" удержит свои позиции и в шорт-листе "Оскара", то повторится редкий прецедент прошлого года, когда европейская картина выходит за пределы отведенной ей резервации "Лучший фильм на иностранном языке" и входит в число главных претендентов на премии. Так случилось с французским "Артистом", который стал победителем в 2012 году, и итальянской мелодрамой "Жизнь прекрасна", выигравшей главного "Оскара" в 1997-м.
Как обычно, выбор критиков вызвал шквал иронических замечаний пользователей Интернета: критики и зрители по-прежнему по разные стороны баррикад, и вместе им не сойтись.