В Госдуму внесен правительственный законопроект, устанавливающий штрафы для должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Провинность может вылиться чиновнику в штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Кроме того, законопроект наделяет правом обращения в органы государственной власти объединения граждан, включая юридические лица. Допустим, губернатору напишет какое-то садовое товарищество. Или какое-нибудь общество автомобилистов пришлет свои предложения министру, вправе ли высокие чиновники отмолчаться? Нет, откладывать коллективные послания в сторону будет нельзя. Так что человеку вовсе не обязательно защищать свои права в одиночку.
По большому счету, как поясняют правоведы, обращения от юридических лиц чиновники рассматривали и раньше. Только особых сроков, как правило, не придерживались. Как получится, так получится. Ведь такие послания, поясняют специалисты, проходили по графе "ведомственная переписка", где сроки не догма. Однако теперь чиновникам придется поторопиться с ответами в адрес структур гражданского общества.
Законопроект расширяет и список адресов, куда гражданин может писать, не боясь попасть в долгий ящик. Предлагается распространить действие закона о порядке рассмотрения обращений граждан помимо прочего на государственные и муниципальные учреждения и другие организации, осуществляющие публично значимые функции.
Это значит: все письма надо брать на учет, тщательно рассматривать и отвечать в сжатые сроки. Закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" дает чиновникам на ответ 30 суток. Помимо прочего, закон обязывает рассматривать даже электронные обращения. Так что никто из государственных хозяйственников не сможет сказать, мол, я не чиновник, вступать в переписку не обязан. Нет, если работаешь с людьми, веди себя с ними по-человечески, в корзину их письма не бросай. Кстати, среди ГУПов немало автотранспортных предприятий. Нахамил водитель маршрутного такси? Троллейбус выбился из графика? Пишите письма. Вам ответят.
Правда, некоторые эксперты полагают, что сроки ответов давно не проблема. Мол, отписки, как правило, приходят строго по расписанию, здесь система отработана. Беда в том, что по чиновничьей традиции жалобы нередко возвращаются на рассмотрение к тем, на кого поступили. "Это же логично: все отписывают дело тому, кто может быть более компетентен в данном вопросе, - рассказал "Юридической неделе" один из экспертов, бывший сотрудник прокуратуры, - а кто, как правило, лучше всех владеет ситуацией? Тот, на кого жаловались. Так что вполне закономерно, что в конечном счете бумага ложится на его стол".
Разорвать жалобный круг попытались авторы законопроекта, находившегося на рассмотрении в Госдуме. Документ предлагал ввести запрет государственным получателям обращений на пересылку их в те органы власти, на которые поданы. Предполагалось обязать вышестоящие органы рассматривать обращения граждан непосредственно и давать ответ также непосредственно. "При этом государственный орган и орган местного самоуправления может использовать заключения других государственных органов для подготовки ответов", - рассказывалось в пояснительной записке.
По словам авторов проекта, никто не подвергает сомнению, что вопрос по благоустройству придомовой территории, попавший на рассмотрение, к примеру, в федеральное правительство, может быть передан в органы местного самоуправления. "Но если вопрос заключен, например, в спорном изъятии придомовой территории у всех жителей такого-то города распоряжением его главы о проведении межевания, это не только вопрос органов местного самоуправления, но и вопрос практики правоприменения", - говорилось в пояснительной записке. В конце прошлого года проект был отозван авторами из Госдумы: к документу, содержавшему и другие положения, возникли технические замечания в правительстве. Не исключено, что авторы проекта постараются найти другие пути решения проблемы.
Еще одна инициатива, внесенная в Госдуму, предлагает уточнить норму, разрешающую чиновникам прекращать переписку с гражданами по тому или иному вопросу. Сейчас закон дает право прекратить переписку с человеком по конкретному поводу, если на данный вопрос уже многократно давались ответы. Как поясняют авторы инициативы, "многократно" - оценочное понятие, на практике оно вызывает споры. Скажем, 4 раза - это уже многократно или еще нет? Проект меняет его на другое слово: "неоднократно". Оно, по мнению авторов проекта, имеет более четкое значение: 2 и более раз.