09.01.2013 23:05
    Поделиться

    Олег Сильванович: Кино - это искусство, а не аттракцион

    Гендиректор "Беларусьфильма" Олег Сильванович - о новинках 2013 года
    Ежегодно на киностудии "Беларусьфильм" снимается несколько совместных кино- и телепроектов Беларуси и России. О том, какие фильмы увидят зрители в 2013 году, корреспонденту "СОЮЗа" рассказал генеральный директор "Беларусьфильма" Олег Сильванович.

    На фестивале "Лiстапад" в Минске Гран-при получил фильм Сергея Лозницы "В тумане". Белорусы считают это кино своим, россияне - своим.

    Олег Сильванович: Фильм снимался с нашим участием. Но это совместное производство пяти государств: Германии, Беларуси, России, Латвии, Нидерландов. Сергей Лозница родом из Барановичей, картина снята по мотивам повести выдающегося белорусского писателя Василя Быкова.

    Сейчас ждем премьеру на федеральном канале многосерийного телефильма "Охота на гауляйтера". Это военная драма совместного производства нашей киностудии и российской компании "Star Media" - о созданной в Минске в 1941 году группе подпольщиков, получившей задание по уничтожению немецкого гауляйтера, генерального комиссара Белоруссии. В ролях - Анастасия Заворотнюк, Мария Машкова, Александр Дьяченко.

    Снято - тоже со "Star Media" - 12 серий военно-исторического детектива "Смерш". Из известных артистов в нем заняты Илья Шакунов, Денис Бургазлиев, Иван Мацкевич. Еще один совместный белорусско-российский проект - сериал "Ой, ма-моч-ки!.." - о судьбах женщин, о родильном доме. Делаем его с большим уважением и любовью к женщинам. Месседж фильма: как бы ни складывалась жизнь, но рождение детей, продолжение рода - самое главное для всех нас.

    Какое анимационное кино сняли? Увидят ли его в России?

    Олег Сильванович: Снято несколько серий фильма "Про девочку Женю". Снимаем третью часть мультсериала "Рыбка по имени Нельзя". Продолжаем работать над сериалом "Сказки братьев Гримм". Завершили сериал "Приключения Нестерки" - на основе белорусского фольклора.

    Мы подготовили для наших партнеров предложения по реализации на телеканалах России белорусских анимационных фильмов. Сейчас идут переговоры. Прорваться в российский прокат даже белорусским игровым фильмам очень сложно. А с анимационными короткометражками - тем более.

    Как относитесь к раскрашиванию старых картин?

    Олег Сильванович: Это попытка продать то, что уже было сделано, и снова заработать деньги, что свидетельствует о кризисе идей. Для меня определяющим фактором является такое понятие, как вторжение в авторский замысел. Мы на "Беларусьфильме" этого делать не будем. Кино - это искусство, а не аттракцион.

    Российские кинематографисты не без чувства зависти говорят, что в Беларуси созданы особые условия для кинопроизводства, существует государственная поддержка...

    Олег Сильванович: С 1 июля прошлого года у нас действует Указ Президента, который предусматривает серьезные налоговые льготы для учреждений кинематографии. Это отсутствие налогов на недвижимость, землю, НДС и существенные льготы по налогу на прибыль. 1 января нынешнего года вышел Указ Президента о конкурсной системе, регламентирующий принципы господдержки кино. При этом учитываются европейские, российские модели кинопроизводства. Прошел первый конкурс, недавно завершились сроки подачи заявок на второй конкурс. Финансирование производства кинокартин за счет государства будет осуществляться в размере 100 процентов от стоимости ленты - для национальных фильмов (подобный статус может присвоить только Президент). До 100 процентов - для дебютных работ (но не более двух дебютов в год), игровых фильмов для детской и юношеской аудитории, анимационных и документальных лент. И до 70 процентов - для других картин, снятых в рамках социально-творческих заказов. Указ мощный, революционный, он прекратил монополию "Беларусьфильма" на кинопроизводство игровых лент. Работать стало сложнее, но зато не скучно.

    Говорят, ваш глава государства относится к кино по-ленински, считая, что оно является важнейшим из искусств...

    Олег Сильванович: Не все было плохо в организации кинопроизводства в социалистическую эпоху. Было точно выстроенное понимание приоритетов, что есть хорошо и что - плохо... Могу сказать, что за полтора года работы на "Беларусьфильме" я ни разу не почувствовал давления, что надо вступить в какие-то проекты. Идеологического диктата нет. Заказ государства один: сделайте достойное кино, которым будет гордиться страна.

    Республика Беларусь не потеряла государственный кинопрокат, который позволяет нам показывать белорусское кино. Другое дело, что мы снимаем не так много картин, чтобы они составили значительную долю в доходах проката. В этом году мы выпустили в кинотеатры три фильма, а работали в течение года над 17 игровыми проектами.

    Для нас новые правила открывают возможности более широкого сотрудничества. Если раньше совместных постановок почти не было, то сегодня только с Россией - их практически 80 процентов. Россия - страна высокой культуры, там глубочайший интеллект кинематографической мысли, есть очень сильные культурные проекты. Сегодня для "Беларусьфильма" сотрудничество с российскими кинематографистами - это и высокая экономическая эффективность, и общие страницы истории, которая объединяет нас, и общие принципы понимания того, что есть вершина киноискусства, для чего снимается кино.

    Поделиться