09.01.2013 23:25
    Поделиться

    В Белоруссии по традиции Рождество отмечают дважды

    В эти дни в витебском зоопарке посетителей развлекают песнями, шутками и прибаутками Баба-яга, Леший и Петрушка. Взрослых и детей ряженые завлекают в веселые игры, кружат в хороводе. Предлагают прочесть наизусть новогоднее стихотворение, попасть снежком в мишень, вылепить самого смешного снеговика. Если традиционные колядовщики собирают подарки и угощения, то в зоопарке они их, наоборот, раздают. Самым активным участникам конкурсов ряженые вручают конфеты или магнитики с изображением зверюшек. На все это веселье из своего вольера с интересом наблюдает рысенок по прозвищу Кот Баюн. В его жизни это первые Коляды.

    Идет направо - песнь заводит...

    "У Лукоморья дуб зеленый; / Златая цепь на дубе том: / И днем и ночью кот ученый / Все ходит по цепи кругом..." Теперь пушкинский Кот Баюн живет в Витебске. В здешний зоопарк его купили на пожертвования, которые собирали всем городом. Зверенышу всего 7 месяцев. Но уже проявляет хищный нрав. Хотя у директора зоопарка Ирины Орловой берет мясо прямо из рук.

    Рысенка прозвали Котом Баюном не зря. Толстые массивные лапы, большущие желтые глаза - красавец! А когда выгибает спинку, впиваясь острыми зубами в сочный кусок говядины, нежно рычит: муррр... Будто рассказывает что-то. Настоящий баюн.

    В витебском зоопарке традиционно устраивают Коляды с участием животных. Ирина Орлова проводит корреспондентов "СОЮЗа" вдоль вольеров:

    - Посетители привыкли, что у нас многих питомцев можно запросто погладить. Правда, в случае с рысенком необходимо помнить, что это не престарелый козел Яшка и не флегматичный 100-килограммовый желтый тигровый питон, с которыми все запросто фотографируются. Баюн может и цапнуть. Будьте осторожны!

    Януарий всему голова

    В Беларуси Рождество отмечают дважды: 25 декабря по новому стилю и 7 января - по старому. Католики с православными нередко ходят в соборы и костелы вместе. А заодно приобщаются и к более древним традициям - дохристианским. Они давно смешались. Поэтому Рождество Христово и уходящие корнями в языческую эпоху Коляды стали одним праздником, который растянулся на несколько недель и продолжится до старого Нового года.

    Традиция отмечать два Рождества и два Новых года давняя. В Беларуси, как и в России, изначально Новый год начинали в марте - это было связано с началом посевной, так как почти все наши предки жили на селе и работали на земле. С принятием христианства "от греков" пришел обычай начинать год в сентябре. Но в конце XIV века часть предков белорусов вместе с литовцами приняла католичество. И с тех пор Новый год отсчитывается с января.

    Эта традиция идет еще со времен Юлия Цезаря и введенного им юлианского календаря, в котором год отсчитывался с месяца, посвященного Януарию - богу времени. Отсюда и название - январь. В России, как известно, этот обычай восприняли только во времена Петра Первого.

    У белорусских Коляд, возможно, также древнеримские истоки. Само слово происходит от латинского "календы". Так называли первый день каждого нового месяца. А в начале января были особые "календы" - языческий праздник веселья. Христиане трансформировали обряд в хождение со звездой и царями-волхвами.

    В народе припевают: "Прыйшлi Калядкi - блiны ды аладкi". После предрождественского воздержания пришла пора хорошо поесть. И погулять.

    Царское это дело

    Самые необычные гулянья в эту пору проходят в деревне Семежево, что под Копылем, на юг от Минска. В ночь с 13 на 14 января приезжайте сюда, чтобы поучаствовать в обряде "Колядные цари", внесенном ЮНЕСКО в 2009 году в Список нематериального культурного наследия человечества.

    Время для празднества выбрано не случайно - это cтарый Новый год, или по-белорусски "Шчодры вечар", "Шчадрэц". Односельчане дарят друг другу подарки, заглядывают на угощение в гости - ходят из хаты в хату со звездой. А молодежь устраивает мистерию "Цари".

    У обычая есть и российские корни. По легенде, в "царские" времена солдаты и офицеры, расквартированные около деревни, ходили по домам местных жителей, показывали сценки и получали за это подарки. После передислокации солдат в другое место традицию продолжили местные молодые люди, одевающиеся в костюмы, напоминающие военную форму. В таком виде и с факелами они разгуливают по деревне и поют песни по сей день.

    В Семежево парни, участвующие в колядном представлении, одеваются в российскую гусарскую форму с некоторыми белорусскими особенностями - белую рубаху перевязывают тремя поясами с традиционным орнаментом. На голову надеваются высокие бумажные колпаки, причудливо украшенные цветной аппликацией и лентами. А в дорогу берут угощение: по хатам нужно ходить не с пустыми руками.

    Хочу жениться

    Зима - не самое популярное время для свадеб. Но только не в Лепельском районе. Здесь из года в год организуют предсвадебную мистерию "Женитьба Терешки". Длинными рождественскими вечерами молодежь собиралась на посиделки - "вячоркi", которые заменяли нынешние дискотеки. И начинались сватовства.

    "Женитьба Терешки" - игра, которая еще распространена в деревнях под Лепелем. А современное звучание обряду дала Ольга Маханенко, хозяйка агроэкоусадьбы "Приозерная". Накануне в деревне Новое Лядно "Женитьбу" устраивали вновь. Маханенко разучивала с гостями песни, которые пела ее мама: "Цярэшка, Цярэшачка, цераз мой двор сцежачка, бiтая-таптаная, я + мамкi каханая". Гости танцевали и подыскивали себе того или ту. Если симпатия взаимная - то пары соединялись. И кто знает, не появятся ли у них 9 месяцев спустя маленькие Терешки.

    Где еще отметить коляды по-белорусски

    Беловежская пуща

    В национальном парке находится усадьба белорусского Деда Мороза. Она открыта круглый год. А до 12 января по железной дороге из Минска в Брест курсируют три "колядных" вагона. В поместье Деда Мороза угощают блинами и ароматным чаем на травах.

    Фольклорно-мифологический комплекс "Азяркi" (Поставский район)

    Здесь живет Зюзя Поозерский - белорусский Дед Мороз. Создатель образа - Егор Шушкевич, директор Поставского центра туруслуг, изучает мифологию и воссоздает забытых героев народного эпоса.

    Белгосмузей народной архитектуры и быта

    В Строчицах под Минском еще в советское время открыт скансен. Здесь организуют обряд "Шчадрэц". 12 января посетители музея смогут увидеть выступления фольклорных коллективов из разных районов страны, послушать песни предков.

    Усадьба "Марцiнова гусь" (Воложинский район)

    До 15 января в поместье показывают театрализованное представление о рождении Христа, устраивают колядные гулянья с переодеванием в Козу, Медведя, Цыгана и других персонажей белорусских сказок.

    У пана Тадеуша

    От Минска до Ошмян проложен путь анимационной программы по местам событий войны 1812 года - в усадьбу пана Тадеуша. За приключениями еще можно отправиться до 13 января, если обратиться в фонд "Страна замков".

    Авторитетно

    Иван Крук, ректор Института культуры Беларуси:

    - Белорусская народная культура соединила в себе язычество и христианство, явив миру уникальные обычаи и ритуалы. Самые почитаемые праздники - Коляды и Рождество Христово. Главными героями новогодних гуляний были ряженые, девушки гадали на суженых, а столы украшали специальные яства. Современное поколение белорусов чтит древние традиции.

    Поделиться