Владимир Андреевич, сегодня в России повсюду чрезвычайные ситуации. Когда наше отношение к жизни станет другим, а мы сами начнем себя беречь, не полагаясь только на МЧС?
Владимир Пучков: Вы правы, к чрезвычайным ситуациям приводят не только природные катаклизмы и техногенные катастрофы, но и беспечность. Это серьезная проблема. Моисей водил народ по пустыне 40 лет, чтобы сменилось 2 поколения, и люди, забыв рабство, разогнулись. Наше отношение к этой теме базируется на простой истине - инстинкте сохранения жизни и здоровья.
Возможно, причина нашего менталитета - многовековое неуважение к личности со стороны государства? В новой Конституции, 20-летие которой мы скоро отметим, впервые записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Может, по примеру с Моисеем надо подождать еще 20 лет?
Владимир Пучков: Мы за последние 20 лет проделали очень многое. Главное - поменялось отношение к человеку, его жизни, здоровью. В центре идеологии МЧС, с одной стороны - человек, с другой - окружающие его опасности и угрозы. В этом году приоритетом нашей работы будут муниципальные образования. Они ближе всего к людям и на месте должны решать вопросы по профилактике и уменьшению всех рисков, будь то ЖКХ, энергетика, детские сады, школы или больницы.
Из сообщений СМИ складывается впечатление, что Россия в лице МЧС принимает участие в международных спасательных операциях, как ни одна другая страна.
Владимир Пучков: Так и есть. МЧС России поставило во главу угла оказание помощи человеку независимо от его гражданства, вероисповедания, расы, возраста и местоположения. В минувшем году мы занимались разминированием в Сербии и Никарагуа, оказывали гуманитарную помощь Афганистану, Кубе, США и ряду других стран, выполняли миссии фактически во всех странах СНГ. Одни гуманитарные операции проводились оперативно при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, другие - по поставке продуктов питания в те регионы, где люди испытывали бедствия в связи с засухой, конфликтами и элементарной бедностью осуществлялись под флагом ООН и других структур .
А сколько у вас в системе человек работает?
Владимир Пучков: Около 300 тысяч. Это военнослужащие воинских спасательных формирований, сотрудники Федеральной противопожарной службы, подразделения горноспасателей, потому что мы прикрываем все шахты, металлургию, строительство. Кроме того, у нас есть свои авиация и флот.
Если, не приведи Господи, эпидемия, условно говоря, чумы. Тогда к вам или в минздрав?
Владимир Пучков: Все, что касается всех видов опасностей и угроз, относится к прямой компетенции МЧС. Мы не только отвечаем за состояние гражданской обороны, защиту населения и безопасность людей на разных объектах, но и координируем единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в которую входят структуры всех 83 субъектов Федерации.
Когда был затор на трассе М-10, селекторное совещание проводили вы, а не начальник ГИБДД, хотя проблема была дорожная. А есть ли у вас полномочия заставить дорожников убрать снег, посыпать где надо песочком во время гололеда, заделать ямы?
Владимир Пучков: Хотелось бы, чтобы дорожники сами чистили дороги. Дорогами должны заниматься профессионалы, а контрольные службы контролировать эту работу. Но пока это только наша мечта. Сейчас я возглавляю правительственную комиссию, которая принимает решения, обязательные для исполнения руководителями различных служб. В зоне ЧС мы назначаем руководителя, решения и распоряжения которого обязательны для всех, он имеет право даже ограничивать права граждан, когда есть угрозы их здоровью. Возвращаясь же к теме М-10, нужно понимать, что проблема была комплексная. Первоисточник - мощный снегопад. Грузоотправители должны смотреть прогноз и выбирать маршруты и скорость движения. В конце концов и водитель тоже несет ответственность, хотя он уже крайнее звено.
Многие предприниматели жалуются на коррупционное давление со стороны пожарного надзора. Есть ли у вас служба собственной безопасности? И была идея пожарного аудита, когда сам предприниматель декларирует безопасность, принимает на себя ответственность, и к нему пожарный инспектор не вправе приходить. Она умерла? Что можете сделать, чтобы ваши подчиненные не хулиганили?
Владимир Пучков: Идея независимой оценки не умерла. Правда, на местах, действительно, пытаются ее потихонечку похоронить. Нашу позицию мы закрепили на законодательном нормативном уровне, но до конца не сформировали механизмы реализации.
Своей службы безопасности у нас нет. Для нас главное - тесное взаимодействие с проверяемыми организациями. Причем приоритет отдается малым и средним предприятиям, потому что они менее защищены. Моя позиция - их мы проверять не должны. Но предприниматель должен сам оформить декларацию, изучить меры безопасности, защитить себя и свой персонал. Он несет полную ответственность за все, что происходит у него на предприятии. И еще один вопрос- соседи. Простой пример: офисное здание, 400 организаций, все арендуют. Один разгильдяй нарушил, сгорело все здание. Кто компенсирует затраты?
Лично вас часто будят ночью?
Владимир Пучков: Меня проще спросить, успеваю ли я ночью лечь поспать. Правило работы в МЧС - никогда не заводить будильник, потому что на оперативной работе тебя обязательно поднимут раньше.
Материалы "Юридической недели" подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России.
Вступили в силу новые правила предоставления платных медицинских услуг. Замминистра здравоохранения Андрей Юрин так прокомментировал "РГ" этот документ: "В нем прописаны жесткие ограничения для медучреждений: они могут взимать плату только за те условия и услуги, которые не предусмотрены в программе госгарантий. И уж тем более не может быть предметом оказания платных услуг очередность оказания медпомощи".