Тем самым впервые в истории суверенной России ее военный флот пополнится новым атомным подводным крейсером стратегического назначения. Таким, который способен нести межконтинентальные баллистические ракеты, а значит - подлежит особому учету в соответствии с российско-американскими соглашениями о стратегических наступательных потенциалах (СНП).
Президент Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков, до своей нынешней должности долгое время работавший на "Севмаше", в телефонном интервью "РГ" уточнил: на его памяти в последний раз такое событие было 22 года назад.
"Юрий Долгорукий", построенный по проекту 955 "Борей" Санкт-Петербургского ЦКБ МТ "Рубин", является носителем 16 твердотопливных ракет нового морского комплекса Р-30 "Булава" с радиусом действия 8 тысяч километров. А сами ракеты, разработанные в Московском институте теплотехники, могут нести до 10 ядерных блоков индивидуального наведения с улучшенными характеристиками по преодолению системы ПРО. Помимо баллистических ракет подводная лодка оснащена торпедными аппаратами.
На "Бореях", впервые в отечественной практике строительства стратегических подводных лодок, применена одна ядерная силовая установка - то есть всего один ядерный реактор, а не два, как было заведено прежде. Одна ядерная установка, одна линия вала и один гребной винт позволяют новому кораблю развивать скорость в надводном положении до 15, а в подводном - до 29 узлов. До 2020 года планируется построить и ввести в боевой состав ВМФ России восемь "Бореев": три - по проекту 955 и пять - 955А (модернизированных, с усиленным вооружением и с более совершенными гидроакустическими характеристиками).
По планам командования ВМФ, стратегические субмарины проекта 955 и 955А должны стать основой морских стратегических ядерных сил России после 2018 года, когда будут выведены из боевого состава флота несущие сегодня боевую службу подлодки проектов 941 "Акула" и 667 БДР и БДРМ ("Кальмар" и "Мурена").
Прибывший вчера в Северодвинск министр обороны Сергей Шойгу осмотрел новый корабль, познакомился с его экипажем и после этого доложил по видеосвязи президенту России Владимиру Путину, который находился в тот момент на борту крейсера "Петр Великий" в Североморске, о приеме ракетоносца в состав ВМФ России. По словам Шойгу, "Юрий Долгорукий" во время испытаний подтвердил заложенные ТТХ. "В 14.10 десятого января 2013 года на крейсере поднят Андреевский флаг - корабль передан Военно-морскому флоту РФ", - доложил Шойгу
Ответственный сдатчик головного "Борея" Николай Семаков незадолго до этого признался журналистам, что для него этот день - словно выпускной у родного сына. Ведь шутка сказать - семнадцать лет, если вести отсчет с эскизных чертежей и технологических пеленок, выхаживали этого первенца. Заложенный в самое трудное для российского судостроения время, на пике политической нестабильности внутри страны и распада производственной кооперации, этот корабль стал и зеркалом, и символом всего, что происходило и происходит сейчас в судостроительной отрасли России в целом и военном кораблестроении в частности.
Андрей Дьячков, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК): Сейчас практически все ведущие предприятия ОСК обеспечены портфелем заказов со сроком исполнения от 2-3 до 8-9 лет. По этому показателю теперь нам могут позавидовать многие известные фирмы - и в России, и за рубежом.
Какие ожидания у президента ОСК связаны с 2013 годом?
Андрей Дьячков: Важнейший момент производственной программы - это сдача заказчику трех атомных подводных лодок. Прежде всего речь идет о стратегических подводных лодках нового поколения. Помимо них мы сдаем и многоцелевые АПЛ, и дизель-электрические, причем как для российского ВМФ, так и для зарубежных заказчиков. На других верфях строим надводные корабли нового поколения, исследовательские суда и суда специального назначения, в том числе для работы в Арктике и на арктическом шельфе.
Что означает для вас, для всей производственной кооперации завершение работ по головному кораблю четвертого поколения?
Андрей Дьячков: Прежде всего, конечно, то, что судостроительный комплекс России сохранил потенциал и возможности для производства самого сложного вида высокотехнологичной военной техники, чем являются атомные подводные лодки стратегического назначения. В мире всего четыре государства способны создавать такие объекты. Тем самым мы обеспечили сохранение за собой этого высокого статуса. Мы сохранили кадры, производственную базу, сохранили творческий и технологический потенциал наших КБ.
Второе, что хочу подчеркнуть, связано непосредственно с флотом и состоянием стратегических ядерных сил России, сил сдерживания, как их еще называют. С приемом на вооружение головного "Борея" стратегические лодки проекта 667 БДРМ, несущие сейчас боевое дежурство в составе российской группировки СЯС, получают наконец своих сменщиков. Буквально с этого года начинается их плавная замена.
"Юрий Долгорукий", головной ракетоносец четвертого поколения, в силу разных обстоятельств строился и проходил испытания 16 лет. Следующий за ним "Александр Невский" - вдвое меньше. Третий в серии - "Владимир Мономах" - вывели из стапельного цеха через шесть лет после закладки. А какой прогноз можно сделать в отношении судьбы заложенного этим летом "Князя Владимира"?
Андрей Дьячков: Загадывать не люблю, хотя общую динамику вы уже обозначили. Скажу лишь, что у российского судостроения еще и не было, по существу, условий для серийного строительства. И только сейчас мы на этот путь становимся. Поэтому особая роль головного "Борея" и всех, кто над ним работал, заключается в том, что за эти полтора десятилетия удалось собрать, склеить, а в чем-то отстроить заново обширную производственную кооперацию. Думаю, не раскрою военной тайны, если скажу: в создании корабля четвертого поколения принимали участие более 1,5 тысячи предприятий и организаций. Вот почему подъем Андреевского стяга на "Юрии Долгоруком" - наш общий и долгожданный праздник.
Подводные ракетоносцы серии 955 и 955А "Борей" строятся с 1996 года на "Севмаше" по проектам Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" (Санкт-Петербург).
"Юрий Долгорукий" (головной в серии). Заложен на стапеле 2 ноября 1996-го. Выведен из цеха в апреле 2007-го. На заводских и государственных испытаниях провел в море более ста ходовых суток и произвел успешные пуски "Булавы".
"Александр Невский" (первый серийный). Заложен в 2004-м. В настоящее время завершает программу государственных испытаний. Ракетных пусков "Булавы", в том числе залпового пуска по команде из Генштаба, планировавшихся на осень 2012 года, еще не производил.
"Владимир Мономах". Заложен 19 марта 2006 года - в день 300-летия Российского флота. 30 декабря 2012 года выведен из стапельного цеха "Севмаша" и уже спущен на воду.
"Князь Владимир". Заложен в июле 2012-го по измененному проекту 955А - с усиленным ракетно-ядерным вооружением: вместо 16 пусковых установок ракетного комплекса Р-30 "Булава" (как на первых трех "Бореях") здесь планируется разместить до 20 шахт с ракетами.