С незапамятных времен коренные американские народы хранили свои легенды, в которых формулировалось их представление о цикличности времени. Речь идет о Пяти Солнцах, каждое из которых, как считали индейцы, освещало свою эпоху. И именно эпоха Пятого Солнца - своего рода аналог индийской Кали-Юги - должна была закончиться в конце декабря 2012 года. Но что-то пошло не так или расчеты оказались неверны (кое-кто называет и другие даты).
А теперь на минуту отвлечемся и отправимся в конец семидесятых прошлого века, когда британская группа Henry Cow и несколько ее соратников из других европейских стран основали движение Rock In Opposition, которое стало одним из самых сложных и примечательных явлений в истории прогрессивной музыки. RIO - объединение авангардных артистов, объявивших идеологическую войну музыкальной индустрии. Крестниками этого объединения впоследствии стали многие выдающиеся экспериментальные группы.
Что общего у этих двух историй? Один музыкальный альбом. Альбом Five Suns британской группы Guapo, вышедший в 2004 году.
Собственно, к RIO они формально присоединились позднее, но очевидно, что выросли Guapo на творчестве этих коллективов. Да и какое это имеет значение, собственно. Теперь эти британские мастера сложных и насыщенных музыкальных конструкций горячо любимы среди поклонников прогрессива. И даже те из следящих за происходящим в течение последних десятилетий в музыке, кто считает прогрессив-рок - и особенно RIO - слишком напыщенным, нагруженным и бездушным, предпочитая более "дружелюбный", понятный и эмоциональный пост-рок и его производные, признают Guapo за "своих". А уж такой широтой охвата публики похвастаться может далеко не каждый экспериментальный коллектив.
А альбом Five Suns многими - вполне справедливо - считается их главным шедевром.
Как нетрудно догадаться из названия, посвящена пластинка тому самому индейскому мифу о Солнцах. Каждый из первых пяти треков повествует о жизни и конце одной из эпох. Эпох очень разных - от темного нойзового хаоса первой (точка кипения которого доходит в конце концов до того, что звукозаписывающая аппаратура буквально перестает выдерживать) через светлую энергию, борьбу и тревогу мира и его обитателей мы в конце концов приходим к тяжелой апатии пятой - той, в которой сами до сих пор живем. О жизни всех пяти солнц рассказывается в мелких деталях - в каждой композиции в результате сочетания множества элементов на фоне основной музыкальной темы возникает целостная картина, дающая нам подробное описание длительного отрезка времени.
Как и в случае с предыдущими четырьмя, конец последней особенный, но так же ужасает, как и другие, впечатляя грандиозностью и фатальностью катаклизма.
После пятого апокалипсиса наступает минута тишины. Лучшая иллюстрация абсолютной пустоты. Позволяющая полностью осознать произошедшее. А затем следуют два мрачных трека, подробно рассказывающих о сумрачных мирах, находящихся по ту сторону конца пятой эпохи.
История прогрессивной музыки знает множество мощных концептуальных проектов и альбомов. Блестящая попытка Guapo осмыслить и передать при помощи музыкальных инструментов видение мира древними индейцами занимает одно из самых почетных мест среди них. Ведь альбом Five Suns - прямое эмпирическое подтверждение правоты мудрых греков, однажды понявших, что музыкальная гармония - это просто отражение гармонии вселенной.
Для полного понимания и более адекватной оценки масштаба работы Guapo лучше ознакомиться с описанием мифа о Пяти Солнцах историками - недостатка информации о нем не наблюдается.