В Туве отменили новогодний бал из-за аварии на ТЭЦ. Причиной аварии стал сорокаградусный мороз. Спасения от холода искали 3753 человека.
В Новосибирске остались без тепла 64 многоквартирных дома и 3 детских сада. Пострадали 7 тысяч человек.
В городе Кондрово Калужской области от теплоснабжения были отключены 42 дома. Пытались согреться в своих промерзших квартирах около тысячи человек.
В Кыштымском районе Челябинской области аномальный холод в домах ощутили 14 тысяч человек. Теплоснабжение было нарушено из-за прорыва трубопровода, причиной которого стал гидроудар.
В Кузбассе введен режим чрезвычайной готовности в связи с сильными холодами. Жители сообщают об отключениях отопления. Губернатор возмущен поведением муниципальных властей, скрывающих аварии на объектах теплоэнергетики.
Для ликвидации последствий подобных ЧП тут и там создаются оперативные штабы. Это уж как водится. Что бы где ни случилось - пожар, наводнение, обрыв электропроводов - это первое и всегдашнее: создать штаб. Как начальный порыв российского мужика при получении сверхнеожиданного известия - в магазин за бутылкой, так отклик чиновника на любое ЧП - оперативный штаб. Впрочем, с некоторых пор верховная власть принципиально изменила подход к структурам такого рода, создав постоянно действующий федеральный штаб по обеспечению безопасности энергоснабжения. Задача этого штаба не в том, чтобы бороться с последствиями уже случившихся аварий, а в том, чтобы аварий не допускать. Средства, выделяемые правительством на подготовку к зиме, из года в год увеличиваются. Тем не менее губернаторы, случись что, переводят стрелки на Москву: мало дала! Разбираться, в какую прорву проваливаются гигантские суммы, обычно некогда: первое дело - спасти людей от холода. Иной раз кажется: денежной массы, выделяемой какому-то региону на обогрев, вполне хватило бы, даже если топить котлы не углем, а ассигнациями.
Аварии на теплотрассах считаются бедствием техногенного свойства. Примеряясь к происшествиям нынешней зимы, говорю именно об авариях, не о катастрофах. По стандартам ООН событие признается катастрофой, если: погибло 10 и более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения и (или) пострадавшее государство обратилось за международной помощью.
Есть природные катастрофы - наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи, лесные пожары. Они происходят везде, и не существует универсального способа предотвратить их. Но есть бедствия рукотворные. Американский исследователь Ли Дэвис вывел такую триаду: глупость, небрежность, корысть. Словом, "человеческий фактор", нередко служащий причиной катастроф. Опять же всюду - не только в России. Но в России особенно. Хотя, конечно, чрезвычайные ситуации у нас множатся не только от чьей-то дури, служебной халатности и воровства, влекущего сбои, поломки, разрушения. Имеются и обстоятельства, которые принято называть объективными. Это же факт, что уровень надежности инженерных коммуникаций в России в десятки раз ниже, чем в европейских странах. Изношенность коммунальной инфраструктуры в российских городах и поселках составляет в среднем от 53 до 65 процентов. Около 30 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью выработали свой ресурс. Только на полное восстановление коммунальных котельных требуется более 120 миллиардов рублей, на замену ветхих сетей теплоснабжения - 180 миллиардов.
Обязанность обеспечивать нормальную работу инженерных систем возложена на органы местного самоуправления. Из их бюджетов должны финансироваться модернизация основных фондов, замена отслужившего свой век оборудования и т.п. Но скудость ресурсов превращает эту задачу в благое пожелание. Техническое обновление коммунальной сферы - пока лишь сладкий сон муниципальных правителей. Основные фонды небольших городов и поселков фактически не модернизируются. Темпы нарастания износа составляют 2-3 процента в год. Эксперты прогнозируют неуклонный рост аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве, и эти прогнозы сбываются едва ли не каждый день.
Оргвыводы в отношении губернаторов, заморозивших область или край, случаются редко. От поспешной замены глав замерзающих регионов Москву удерживает трезвое соображение: после того как губернатор с треском или без треска будет снят с занимаемого поста, энергетический кризис на вверенной ему территории вряд ли тотчас же будет преодолен. Да и потом... Если причина сбоев в энергоснабжении где-нибудь, неважно где - низкий уровень политического руководства и "преступная халатность" лично губернатора, то почему в соседних регионах подчас не многим благополучнее? Почему и там гаснет свет, стынут в домах батареи?
С кого-то, возможно, спросят за эту зиму. Но от публичного предания виноватых суду или показательного отстранения от должностей в замерзающих домах тепла не прибавится. Систему надо менять, систему! Я имею в виду отопительную.