Итак, законопроект однозначно запрещает работодателю и заказчику работ "привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары)". Если юридическую стилистику перевести на общедоступный язык, это означает, что иностранцев нельзя принимать на работу продавцами в рознице под видом высококвалифицированных специалистов. Но если специалист не просто стоит у прилавка, а занимает в розничной торговле руководящую и координирующую должность, то на него запрет не будет распространяться.
Дело в том, что статус ВКС иностранному работнику присваивается по единственному критерию - у него должна быть зарплата не менее 2 миллионов рублей в год. Никаких других опознавательных признаков специалиста высшей квалификации нашим законодательством не предусмотрено. При этом такие иностранные работники находятся в весьма привилегированном положении относительно всех прочих.
В частности, на высококвалифицированных специалистов и членов их семей не распространяются квоты на выдачу приглашений на работу и разрешений на работу. Таким образом, если у него за плечами начальная школа и ноль опыта, но зарплата при этом 2 миллиона, то он высококвалифицированный и, значит, добро пожаловать в Россию.
Стоит заметить, что когда был принят закон о ВКС, высшая школа застонала: большинство наших вузов не в состоянии платить такую высокую зарплату, а значит, выписывать из-за границы необходимых профессоров и прочих преподавателей. Власти пошли навстречу и снизили порог зарплаты для ученых и преподавателей до 1 миллиона рублей.
Преимуществами статуса ВКС тут же воспользовались предприимчивые иностранные торговцы. Особенно популярна эта идея оказалась среди китайцев, утверждают эксперты. Трудовые мигранты приезжают просто торговать на рынках, но работодатель (обычно это представитель той же страны, что и наемные работники) гарантирует им нужную для статуса зарплату - и проблема с квотами решена. Ну а перерасход фонда оплаты труда решается с помощью откатов.
Напомню, что в течение нескольких лет правительство РФ полностью запрещало иностранным гражданам стоять за прилавком, в том числе на розничных рынках. Эти решения принимались ежегодно постановлениями кабмина. И только в 2013 году торговым организациям разрешено допускать к прилавку до 25 процентов иностранцев.
Теперь работодатель сможет немного сэкономить - платить сверхвысокие зарплаты придется только тем "высококвалифицированным" продавцам, которые не попадут в квоту. Когда же будет принят закон, о котором мы сейчас толкуем, то у торговых предприятий уже не останется лазеек, чтобы не мытьем, так катаньем пропихнуть за прилавок своих.
Что касается торговли, то здесь государство Российское ведет последовательную и одновременно достаточно гибкую линию, чего нельзя сказать о других аспектах миграционной политики. Как уже было сказано, ВКС - особая категория иностранных работников, с большими преференциями. И это правильно - только приезжайте, дорогие, только работайте. Но это должны быть действительно высококвалифицированные специалисты, без дураков. Однако кто даст гарантию, что псевдо-ВКС у нас только в торговле? А главное - почему государство отказывается от своего права регулировать рынок высококвалифицированных работников?
Внесенный в Госдуму законопроект предлагает не только принимать ВКС и членов их семей без всяких квот (это давно действует), но и не распространять на них так называемую допустимую долю иностранных работников в тех или иных отраслях экономики. Сейчас власти имеют возможность при необходимости ограничивать эту долю специальными постановлениями.
Пока это касалось немногих отраслей и профессий: есть ограничения по спортсменам, например, по фармацевтам. Да и вообще высококвалифицированных специалистов у нас пока не так много. Но процесс-то идет. И никто не знает, какие перекосы возникнут на рынке труда завтра. Кто поручится, что через какое-то время не только в торговле, но и в наших ведущих научных лабораториях, на стратегических предприятиях все ключевые должности не будут заняты сплошь иностранцами? Сейчас у государства есть право влиять на эти процессы. Оно может им воспользоваться, а может не воспользоваться. Но зачем от этого права добровольно отказываться? Оно кому-то мешает?