Если первая выставка в фонде "Екатерина" "Эксперименты Джона Кейджа и их контекст" демонстрирует, как из "клетки" Кейджа вышел если не московский концептуализм, то по крайней мере "Коллективные действия", то экспозиция на Зоологической улице позволяет вглядеться (и вслушаться) в партитуры, перформансы, интервью человека, который занимался тем, что пробивал лбом стену. Стену между разными видами искусств, между философией и музыкой, между Западом и Востоком, между искусством и повседневностью, в конце концов.
Среди раритетов - и видео балета "Сюита для пятерых", поставленного в 1956 году хореографом Мерсом Каннингемом на музыку Джона Кейджа. Впрочем, выражение "на музыку" тут вряд ли уместно. Поскольку идея была в том, чтобы музыка и танец развивались параллельно, встречаясь только в процессе исполнения перед глазами зрителя. Иначе говоря, их встреча должна была "случиться" и оказаться непредсказуемой по результату. Задачей хореографа и композитора было обеспечить ее условия. Третьим участником эксперимента был художник Роберт Раушенбах, который создал костюмы танцоров. Надо добавить, что случайность должна была определять как последовательность музыкального ряда, так и движений танцовщиков. Во время сочинения Кейдж подбрасывал монетку, определяя свой выбор, а Каннингем таким же образом определял жесты и движения танцующих.
Может показаться, что нет ничего проще, чем идти за случаем. Вопрос в том, что опора на случайность не может быть случайной. Для Кейджа во всяком случае она была связана с попыткой отказаться от западной логики детерминизма, равно как и от модели искусства, в которой автор выступает в роли диктатора, подчиняющего зрителя и слушателя своей точке зрения. Поклонник даосизма и Дюшана, китайской "Книги перемен" и философии Генри Торо, Кейдж, говорят, так объяснял свой выбор: "Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации, избежать субъективизма в моих пристрастиях и антипатиях".
Среди "случайного", которым охотно оперирует композитор, обнаруживаются самые разные шумы, например, шорох листвы и трение бамбуковых палочек, шелест смятой бумаги... Именно такой звуковой ряд он создает в "произведении для ударных, для подготовленного растительного материала" под названием "Ветви" (1979). Иначе говоря, Кейдж переворачивал ожидания зрителя вверх тормашками: он жаждал его повернуть от привычного концертного исполнения к миру природы, волнующему, непредсказуемому, оказавшемуся вне зоны слышимости. Как он выразился по поводу темы другого произведения, "мы связываем Сати с Торо". Экстравагантного реформатора Эрика Сати, автора музыки к скандальному дягилевскому "Параду" и американского певца философии природы Генри Торо. Радикальный музыкальный авангард, философию единства с природой и борьбу за социальные права...
Конечно, эта смесь была вполне в духе времени, которое открывало для человечества космос и культуру первобытных племен. Неудивительно, что эти открытия волновали художников. Скажем, в 1971-м в своем манифесте Алан Капроу декларировал, что "луноход превосходит любые устремления современной архитектуры", а "любительские видеозаписи, снятые антропологами в резервациях, гораздо интереснее самых известных андеграундных фильмов". Казалось бы, от идеологии Джона Кейджа далеко. Среди общих черт - сдвиг границ, то самое пробивание лбом стен между разными культурными пространствами, что так увлекало Кейджа.
Этот сдвиг границ имел еще одно неожиданное следствие. Любопытство публики к новому открыло путь современному искусству на площадку ТВ-шоу. Среди самых неожиданных сюжетов, представленных на выставке в ГЦСИ, - запись телепрограммы 1960-х годов с Джоном Кейджем, где он исполняет перформанс "Водная прогулка". Среди подручных средств выступает ванна с водой, падающий радиоприемник и другие столь же непривычные "инструменты". Да, публика хохочет, но нагловатый ведущий не забывает процитировать восхищенные рецензии на произведения Кейджа, дает ему возможность объяснить свою работу. А у нас творчество Кейджа по-прежнему рассматривается как территория элитарного искусства, на которое профанам вход воспрещен. Да нет же, Кейдж - для всех. Чтобы убедиться в этом, стоит дойти до ГЦСИ...