Новости

15.01.2013 00:40
Рубрика: Экономика

Побыть недолго в минусе

Текст: (юрист Адвокатского бюро "Линия права")
Негосударственным пенсионным фондам разрешат рискнуть при инвестировании
Минфин разработал и предложил законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", ориентированный на совершенствование регулирования контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Законопроект устанавливает обязательное членство негосударственных пенсионных фондов в саморегулируемых организациях (СРО). В соответствии с документом такой организацией признается некоммерческая организация, основанная на членстве фондов и (или) организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов, имеющая соответствующее разрешение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и действующая в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах". Основное отличие от действующего законодательства заключается в том, что саморегулируемые организации НПФ станут обязательными (в настоящий момент это добровольное объединение), а также то, что на их создание потребуется разрешение ФСФР России.

В соответствии с законопроектом СРО должна быть учреждена не менее чем десятью фондами. Законопроектом вводятся новые обязанности для саморегулируемых организаций негосударственных пенсионных фондов. В частности, предусматривается обязанность по обязательному раскрытию СРО информации, перечень которой определен в законопроекте. На СРО возлагаются обязанности по осуществлению управления объединенными гарантийными фондами, по определению размера, порядка создания, управления и использования объединенных гарантийных фондов в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным федеральным органом. Также уточняются обязанности саморегулируемых организаций по обеспечению формирования гарантийных фондов, а именно:

установлена обязанность СРО по обеспечению формирования таких фондов для финансового обеспечения возмещения прямого действительного ущерба, причиненного членами СРО - фондами участникам при осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

возложена обязанность по осуществлению управления средствами фондов и их использованию в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

Законопроектом предусматривается повышение некоторых общих требований, предъявляемых ко всем НПФ, а также частичное изменение предусмотренных законодательством повышенных требований, предъявляемых к фондам, осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию. В числе изменений общих требований:

- уточнение требований к руководителям исполнительных органов фондов в части установления обязательности соответствия их регламентированным уполномоченным органом квалификационным требованиям;

- обязательность соответствия сотрудников фонда, осуществляющих мониторинг, измерение и контроль за инвестиционными и биометрическими рисками, требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом;

- повышение минимальных величин денежной оценки имущества фонда для обеспечения его уставной деятельности, которые, согласно законопроекту, с 1 января 2015 года должны будут составлять не менее 60 млн руб., с 1 января 2018 г. - не менее 80 млн руб., с 1 января 2021 года - не менее 100 млн руб.

Также законопроектом предлагается повысить минимальные величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию: с 1 января 2015 г. - до 120 млн руб., 1 января 2018 г. - до 150 млн руб., 1 января 2021 г. - до 200 млн руб.

В действующей редакции Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" в числе гарантий исполнения фондами обязательств перед его участниками, а также застрахованными лицами, предусмотрено формирование фондами страхового резерва, а также резерва по обязательному пенсионному страхованию.

Законопроектом предлагается расширить перечень источников, из которых формируется резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию. В частности, предлагается установить возможность формирования такого резерва как за счет средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц в случае отсутствия у них правопреемников (как это предусмотрено в настоящее время), так и за счет части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также целевых поступлений.

Также законопроектом предусмотрено включение резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию в состав пенсионных накоплений и уточнено, что резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию подлежит использованию при недостаточности средств пенсионных накоплений на покрытие обязательств фонда перед застрахованными лицами (их правопреемниками).

В рамках законопроекта планируется внести уточнение в установленные в настоящее время достаточно жесткие правила размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений. В частности, предлагается предусмотреть допустимость возможности получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочной перспективе при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании пенсионных накоплений в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения (инвестирования) в долгосрочной перспективе.

Кроме того, вводится уточнение, согласно которому фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений. Согласно ст. 36.13 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" в настоящее время такое инвестирование осуществляется управляющими компаниями, соответствующими требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и действующими на основании договоров доверительного управления, заключенных с фондами.

Последние новости