Вчера премьер-министр в условиях Крайнего Севера принял участие в выводе на полную мощность газоконденсатного месторождения Заполярное. Запуск новой установки комплексной подготовки газа позволит увеличить ежегодный объем добычи из Валанжинских залежей месторождения до 6,5 миллиарда кубометров газа и 1,3 миллиона тонн газового конденсата. Более того, добычу из этих отложений "Газпром" планирует развить до 15 миллиардов кубометров. В итоге в будущем на Заполярном ежегодно будут добывать по 130 миллиардов кубометров "голубого топлива".
Познакомился премьер и с бытовой стороной газодобычи на Крайнем Севере, навестив работников вахтового поселка Новозаполярный, который расположен в 60 километрах к северу от полярного круга. Здесь созданы все условия для нормальной жизни работников. Главе правительства показали культурно-спортивный комплекс, оснащенный несколькими спортивными залами и бассейном. Заглянул Медведев в медсанчасть, однако, пройдясь по нескольким блокам, так и не встретил ни одного больного.
- Пока все живы, здоровы, - объяснили медицинские работники.
- Надеюсь, вы их не попрятали, - сказал им премьер.
В жилом модуле поселка, рассчитанном на тысячу человек, есть не только жилые помещения, но еще и спортзал, тренажерный зал и даже бильярдная. В спортзале Медведев предложил главе "Газпрома" Алексею Миллеру сыграть в настольный теннис, и Миллер даже согласился. Но партия так толком и не состоялась, поскольку внимание премьера привлекла девушка-тренер, предложившая главе правительства сыграть в его любимый бадминтон.
Будущее российской нефтяной и газодобычи Дмитрий Медведев связывает именно с разработкой ресурсов Крайнего Севера, в первую очередь - континентального шельфа северных морей, потенциал которого с точки зрения богатства углеводородным сырьем еще до конца не изучен.
Проблема проста. "Капиталоемкость шельфовых проектов отличается от капиталоемкости месторождений на суше", - подчеркнул глава правительства на совещании в Новом Уренгое. Такие месторождения требует строительства соответствующей инфраструктуры, включающей в себя в том числе создание морских портов. "Конечно, нужна достоверная геологическая информация, чего нам, откровенно говоря, не хватает", - добавил Медведев. По словам министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, изученность шельфа в России отстает от многих других стран. От США, например, в 10 раз. Зато в последние 10 лет в мире две трети из вновь открытых ресурсов находятся именно на шельфе, а в России в 2011 году с шельфа добыли всего лишь 13 миллионов тонн нефти и 55 миллиардов кубометров газа.
Успешная разработка шельфа во многом зависит от постоянства госполитики на этом направлении. "Конечно, должен быть понятный и стабильный правовой режим, который позволяет принимать долгосрочные решения, - заметил глава правительства. - В силу специфики работы на шельфе все решения, которые мы принимаем, должны носить долгосрочный характер. Только в этом случае мы сможем саккумулировать необходимые для этого финансовые ресурсы".
Правительство, как известно, ранее ограничило круг компаний, которые могут участвовать в разработке российского шельфа, однако сейчас, когда встает вопрос о необходимости более активных работ, готово снова вернуться к этому вопросу и учесть желание ряда компаний, имеющих опыт морских работ, присоединиться к разработке шельфа.
У государства есть свои пожелания к шельфовому освоению - особое внимание должно уделяться вопросам экологии, особенно после аварии и разлива нефти в Мексиканском заливе. "Мы должны минимизировать возможность повторения подобных катастроф", - заявил глава правительства. В рамках "большой восьмерки" Россия ранее предлагала создать международный механизм реагирования на подобные события. "Надо, чтобы и в нашем внутреннем законодательстве были предусмотрены соответствующие страховые элементы, - считает Дмитрий Медведев. - Нужны инструменты, которые позволят не допустить или минимизировать экологический ущерб".
По многим вопросам в результате обсуждения были приняты, как сказал вице-премьер Аркадий Дворкович, принципиальные решения, но спорные вопросы остались. Правительство и госкомпании не смогли сойтись во мнении, стоит ли допускать на шельф частников. Глава "Газпрома" Алексей Миллер, в частности, в ходе совещания открыто возразил против таких шагов при разработке газовых месторождений. "Мы не видим ответа на вопрос, зачем это надо делать. Никакой проблемы на сегодняшний день нет, - заявил Миллер журналистам. - "Газпром" работы на шельфе никому не отдаст".
Зато нет никаких разночтений в том, что касается экономических условий работы шельфовых месторождений. Вице-премьер Дворкович сообщил, что глава правительства прямо заявил об одинаковых условиях для уже действующих лицензий и тех, которые будут выданы в будущем. "Модель должна быть универсальной, не должно быть различий между условиями работы по месторождениям, по которым уже выданы лицензии, и по новым, которые будут выдаваться. Здесь решение окончательное и обжалованию, думаю, не подлежит", - заявил он. А вот условия лицензирования для разных компаний вполне могут быть разными, считают в кабинете министров.
Сейчас часть лицензий "Газпрома" - на 17 участков - находятся на согласовании с федеральными министерствами и ведомствами, а новые заявки "Роснефти" на 12 участков шельфа были скорректированы с учетом потребностей страны в геологоразведке и, полагает Дворкович, в скором времени могут быть одобрены.