Специально для "РБГ" рекрутинговый портал HeadHunter опросил сотрудников российских компаний о том, приходилось ли им манипулировать начальством в своих интересах. Результаты ошеломляют: 52% честно признались в этом занятии! Интересно, что чаще всех прибегают к манипуляциям представители топ-менеджмента, а также работники автомобильного бизнеса и те, кто занимается строительством и недвижимостью (69, 71 и 68% соответственно), реже всего - молодые специалисты (40%), медики и фармацевты (43%).
Эти методы, видимо, приходят с опытом: в попытках управлять руководством признались лишь 27% сотрудников с опытом работы до года и 56% - со стажем более 6 лет. Удивительно, но чаще этим занимаются мужчины (58%), чем женщины (46%). И лишь 9% из тех, кто имел подобный опыт, впредь не намерены прибегать к нему, зато 48 собираются повторить попытки. Да почему бы и нет? Ведь разоблачили манипуляторов в разных неблаговидных приемах лишь от 7 до 10% начальников, а 64-76% вообще ничего не заподозрили.
- Манипуляции в принципе ни к чему хорошему не приводят - если получилось один раз, не факт, что получится второй, - уверена ведущий специалист по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Виктория Харитонова. - Используя такие формы взаимодействия, сотрудник в принципе сильно рискует. Если вы отвечаете за качество своей работы и поддерживаете как минимум деловые отношения с коллегами и руководством, то не придется прибегать к манипуляциям.
- В последнее время во многих компаниях идея строгой иерархичности отходит на второй план, - говорит менеджер департамента финансового рекрутмента Antal Russia Ангелина Воскресенская. - На смену привычным отношениям "начальник-подчиненный" приходит модель партнерства. В подобных условиях наиболее эффективным инструментом, способствующим карьерному росту, оказывается эмоциональный интеллект. Это понятие обозначает способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют хорошо управлять своими чувствами, и поэтому их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
- Конечно, многое зависит от стиля общения в организации, - согласна Виктория Харитонова. - Есть компании, в которых принят исключительно деловой стиль общения. Другие, наоборот, приветствуют неформальный стиль, общение на "ты", а часть свободного времени проводят вместе. В вопросах выстраивания отношений с руководством важно оставаться честным с самим собой. Если вы привыкли держать людей на расстоянии, нет смысла на работе "играть" в самого дружелюбного и общительного сотрудника. Через какое-то время от такой маски может возникнуть стресс, который отразится и на качестве выполнения работы. Если же в компании поощряют подхалимство и походы к руководителю в кабинет, например, с сувенирами, привезенными из отпуска, - работать в таком коллективе будет сложно. Тем, кому в такой среде некомфортно, лучше поменять место работы.