Несмотря на то что через формулировки всех этих официальных бумаг неподготовленному человеку продраться довольно сложно, сделать это придется. Поскольку касаются они жизненно важной для каждого из нас темы - сколько, как и в каких ситуациях мы должны будем платить медикам за помощь.
Вообще тема платности-бесплатности здравоохранения является одной из самых горячих среди всех социальных тем. Конституция гарантирует каждому гражданину страны бесплатную медицинскую помощь. Но личная практика говорит иное: мы все чаще платим за помощь врачей в самых разных ситуациях. И когда обращаемся в коммерческие медучреждения. И когда нас вынуждают получать экстренную услугу за деньги вместо бесплатной, которую надо ожидать в длинной очереди. И когда доктор намекает или прямо говорит, что его работа стоит денег, а бесплатно только кошки родятся...
Особенно остро стоит этот вопрос, когда платить вынуждают в государственных медицинских учреждениях, которые получают финансирование от государства - и из бюджета, и по программам обязательного медицинского страхования (ОМС). Руководители здравоохранения обычно извиняющимся тоном объясняют, что платные услуги в государственных (муниципальных) медучреждениях - мера вынужденная. Мол, это позволяет компенсировать недофинансирование, немного прибавить зарплату персоналу, заработать деньжат на расходные материалы, мелкий ремонт и т.п. А их оппоненты возражают: взимать с граждан деньги за то, что им по закону положено бесплатно, - это цинизм и создание той самой мутной воды, в которой так удобно ловить противозаконную рыбку...
Но сколько бы ни шли эти давние дискуссии, теперь платные услуги в госучреждениях узаконены основательно. Вот и в проекте приказа разъясняется: "Учреждения самостоятельно определяют цены (тарифы) на медицинские услуги на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения..." И указывается: "при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20%". А кроме того, устанавливаются и повышающие коэффициенты: за выполнение платных медицинских услуг в ночное время - 30%, а в выходные и праздничные дни - 50%. Нельзя будет применять повышающие коэффициенты лишь за неотложную помощь в любое время суток, а также в выходные и праздники.
- В целом проект очень хороший, он создает максимальные возможности для медицинских учреждений, - считает заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ Ольга Обухова. - Однако есть к нему и замечания. Так, не унифицирован расчет стоимости услуги, что будет препятствием в его реализации. Не указаны периодичность и условия пересмотра прейскуранта, не определено, кто его визирует и отвечает за его соблюдение. Надеюсь, все эти недостатки будут исправлены в ходе доработки проекта.
Но далеко не все оценки подготовленного документа столь позитивны. Есть у проекта и жесткие критики.
- Как и предполагалось, в структуру затрат медицинского учреждения приказ не обязывает включать затраты на основные средства, используемые для оказания медицинских услуг, в том числе на здания/помещения и оборудование, - обращает внимание на эту деталь исполнительный директор Ассоциации частных многопрофильных клиник Москвы Владимир Кукушкин. - Таким образом, расчетная себестоимость услуги является существенно заниженной, что позволит государственным и муниципальным учреждениям устанавливать цены ниже рыночных. То есть для других участников рынка медуслуг заведомо создаются неравноправные условия. Но при определении цены в приказе рекомендовано также учитывать и рыночные предложения на аналогичные услуги и уровень цен на них. На деле это означает, что цены в госучреждениях, скорее всего, и будут рыночными, поскольку 20% рентабельности - это лишь рекомендация, а не приказ, и никто не будет снижать цены себе в убыток.
- Никакого рынка, в строгом понимании этого слова, в государственной медицине быть не может, здесь все должно регулироваться, поскольку спрос неэластичный и существует асимметрия информации у продавца и потребителя, - уверена директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. - В приказе нормируется уровень рентабельности в 20%, но неясно, от каких затрат, включаемых в себестоимость. А ведь без нормирования и строгого регламентирования в себестоимость медицинской услуги можно включить любые затраты, которые осуществляет клиника. То есть и коммунальные платежи за соседнее здание, стоящее на балансе, и стоимость ремонта мраморных полов и лестниц или, скажем, расходы на командировки за границу главного врача, на годовые премии за выполнение задания по ОМС. Другими словами, все, что клиника сумеет отнести к "накладным расходам". В результате мы получим неуправляемый рост цен. Я считаю, что должны нормироваться базовые цены, и здесь государство должно сказать свое слово так же, как это сделано с регулированием цен на лекарства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. А прежде всего надо создать сам перечень платных услуг - без него регулирование невозможно, и вялая фраза о том, что медицинские услуги должны оказываться "преимущественно бесплатно", не работает. Должно быть четко определено, что, кому и на каких условиях предоставляется бесплатно, а что - платно. Только такое регулирование может быть эффективным.
- Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (статья 7) порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг устанавливаются правительством, - подчеркивает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. - По его же постановлению порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги устанавливается учредителями. А по приказу минздрава их определяют сами учреждения. Нет сомнений, что так же поступят и власти на местах - учредители своих больниц и поликлиник. Цены везде будут разные, что породит массу жалоб. Это, на наш взгляд, явное противоречие и Конституции, и закону, которое приведет к полному хаосу. Если приказ будет подписан и пройдет через минюст, мы намерены обжаловать его в суде вплоть до Верховного.
Есть в приказе и другие "подводные камни". К примеру, не учтены особенности оказания платных услуг в поликлиниках и стационарах - а они существенны.
- Не ясно, каких именно услуг касаются повышающие коэффициенты, - продолжает Владимир Кукушкин. - К примеру, не очень-то логично увеличивать плату за лечение в стационаре, если пациент остается там на выходные/праздники по медицинским показаниям. Было бы правильно в этих случаях коэффициенты не применять, но в приказе об этом ни слова.
Еще одним неясным моментом является указание на то, что нельзя будет применять повышающие коэффициенты за неотложную помощь "в том числе женщинам в период беременности и родов, в послеродовом периоде, новорожденным и детям". Возможно, авторы хотели написать "а также", раз уж за неотложную помощь нельзя драть сверх цены со всех? Но получилось у них так, как получилось...
Аналогичные приказы по порядку формирования цен на медицинские услуги должны разработать и во всех регионах. Нет сомнений, что за образец в большинстве из них возьмут приказ министерства. Не получится ли так, что повторят и все его недостатки? Стоит высказать свои соображения о нем и нам, потребителям медицинских услуг. А для нас главное - чтобы ведомством были, во-первых, определены границы того, что нам положено бесплатно, а за что придется платить, и, во-вторых, поставлены четкие и ясные пределы угрозе неконтролируемого роста цен на услуги поликлиник и больниц. Иначе может получиться так, что здоровье действительно станет не по карману большинству.