14.01.2013 23:23
    Поделиться

    За 2012 год объем рынка детского питания в РФ вырос на 17,5 процентов

    Объем рынка детского питания за год увеличился на 17,5%
    Новогодние праздники закончились, но последствия праздничного стола могут еще долго напоминать о себе. Для большинства детей Новый год - период различных гастрономических открытий и сладких подарков, которые нередко выливаются в проблемы с пищеварением, аллергию и прочие неприятности. Чтобы устранить последствия праздника, родителям стоит внимательно присмотреться к ассортименту готового детского питания.

    Посмотреть есть на что: сегмент детского питания сейчас является самым быстрорастущим в мире среди продуктовых рынков. В России увеличение рынка объясняется в том числе и ростом рождаемости, и изменением образа жизни женщин: все больше родителей перестают тратить время на приготовление пищи, покупая готовые смеси, консервы и каши быстрого приготовления.

    "Рынок детского питания представлен двумя крупными сегментами: заменители грудного молока (сухие и жидкие) - на их долю приходится 21% рынка - и продукты прикорма (каши, мясные, овощные и фруктовые пюре, натуральные соки, детская вода и десерты), на долю которого приходится 79%, - отмечают аналитики компании IndexBox. - Детское пюре наиболее востребовано первые три года жизни ребенка. Соки, каши также играют важную роль на протяжении 36 месяцев. Другие сегменты становятся более значимыми ко второму и третьему году жизни ребенка, например, все молочные продукты".

    По данным Nielsen, в 2012 году (за январь - октябрь) объем рынка детского питания в денежном выражении составил 67,9 млрд рублей, а в 2011 году за аналогичный период - 56,6 млрд рублей. Темп роста сегментов детских смесей с января по октябрь 2012 года к аналогичному периоду в 2011 году составил 19,3%. Объем продаж детских каш вырос соответственно на 17,5%.

    Но даже при таких внушительных показателях роста российский рынок уступает европейскому, особенно в сегменте смесей и каш для детей до трех лет. В России на одного малыша, находящегося на искусственном вскармливании, приходится около 18 кг детских молочных смесей в год, в то время как в западных странах - Польше, Германии - этот показатель в среднем составляет 36 кг, а во Франции - 42 кг.

    Причина такого положения дел, по мнению экспертов, заключается в недостаточном уровне осведомленности родителей о сбалансированном питании. "Российские мамы преждевременно переводят детей на взрослые продукты, в то время как педиатры рекомендуют кормить ребенка детским питанием до 3 лет и даже больше. Доказано, что взрослая пища хуже усваивается растущим организмом и в ней не хватает жизненно важных для ребенка витаминов и минералов", - уверяет генеральный директор компании Nutricia Россия и Казахстан Кристиан Стаммкоеттер.

    Ведущие мировые производители детского питания стремятся не только увеличить экспорт в Россию, но и усилить непосредственное присутствие на отечественном рынке, создавая собственные производственные предприятия внутри страны

    По данным исследования Nutrilife, проведенного с участием экспертов Научного центра здоровья детей РАМН, рацион питания каждого второго российского малыша в возрасте до трех лет не соответствует рекомендуемым нормам. "При этом родители и педиатры уделяют недостаточно внимания этому вопросу", - считают эксперты Nutricia.

    Эксперты выделяют ряд проблем, которые существуют в секторе детского питания. Во-первых, рынок не отнесен четко к какому-либо ведомству, это может негативно сказываться на деятельности малых компаний. Во-вторых, в России существуют проблемы с законодательно утвержденными нормами безопасности детского питания - отдельный регламент по этому поводу еще не принят. "Продукты детского питания регламентируются отдельно в различных документах", - отмечают аналитики "Экспресс-Обзора".

    Кроме того, существуют достаточно жесткие условия вхождения в крупные розничные сети для производителей: вступительный взнос, диктат цен, система штрафов за несоблюдение норм.

    "Организация молочных кухонь, где мамы могут бесплатно получить детское питание, очень успешная система, - отметил Кристиан Стаммкоеттер. - Но государству нужно повышать уровень осведомленности родителей, пропагандировать здоровое питание в детских садах и школах. Задача ответственного бизнеса - вместе с государством и врачами обеспечить здоровое будущее детей".

    Сейчас на российском рынке велика доля импорта в сегменте мясных и плодоовощных консервов, а также сухих молочных смесей. Импорт более чем в 6 раз по объему, по данным IndexBox, превышает экспорт. Однако ведущие мировые производители стремятся не только увеличить экспорт в Россию, но и усилить непосредственное присутствие на отечественном рынке, создавая собственные производственные предприятия внутри страны. Наименьшая доля импортной продукции приходится на сегмент соков, жидких и пастообразных молочных продуктов. Продукция отечественных производителей в 1,5-2 раза дешевле, чем у иностранных конкурентов. Россия в свою очередь экспортирует детское питание в основном в страны ближнего зарубежья: Украину, Казахстан, Азербайджан, Туркмению, Киргизию. По данным BusinesStat, до 2016 года объем экспорта будет расти в среднем на 13,6% в год за счет ежегодного увеличения натурального объема и цены экспорта. В 2016 году объем экспорта составит 97,7 млн долларов.

    Всего на рынке детского питания России сейчас представлено более 40 марок продукции. Выбрать среди этого разнообразия достаточно сложно. По мнению директора по маркетингу отдела детского питания и питания для будущих мам "Нестле" в России и СНГ Елены Шуваловой, при выборе детского питания родителям нужно в первую очередь прислушиваться к мнению педиатра, наблюдающего ребенка, знающего особенности его развития и потребности возраста.

    Рынок товаров для детей имеет отличительную особенность - он всегда открыт для новинок. Поэтому, по прогнозам экспертов, на рынке в ближайшие годы будут появляться принципиально новые продукты детского питания. И теперь, после вступления России в ВТО, снижение пошлин на ряд продуктов заставит государство активнее поддерживать отечественную пищевую промышленность.

    /img/content/72/24/92/879_16.gif

    Поделиться