Юрий Богомолов: Наши телевизионные оракулы живут по какому-то своему календарю

Народ прожил первую трудовую неделю в Новом году, вот уже пошла и вторая, но не все еще информационно-аналитические программы со своими ведущими вернулись в эфир. Иногда создается впечатление, что наши телевизионные оракулы живут по какому-то своему календарю. У некоторых из них все еще каникулы. И продлятся они практически до конца января.

***

Нет, лично я не жалуюсь на отсутствие в эфире политических ведущих. По мне бы, пусть бы они отдыхали целый год. Просто догадываюсь, что многим телезрителям хотелось бы послушать этих "начальников транспортных цехов" по вопросам, вызывающим резонанс в обществе. Такие, как весть о грядущем наказании лиц за высказывание ими антипатриотических суждений. Вопрос только в том, каким оно будет: рублевым или тюремным?

Хорошо, как не дожил до новой правовой нормы Пушкин, обмолвившийся как-то: "Догадал меня черт с умом и талантом родиться в России". Да и Лермонтова ждала бы кара за его двусмысленный стих: "Люблю отчизну я, но странною любовью...". Странность в том, что славе, купленной кровью, предпочитает какое-то колыханье лесов безбрежных, дрожание огней печальных деревень.

Но это ладно, это цветочки; ягодки - вот они:

"Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ".

Это ли не предметно-злобное оскорбление нашего народа, нашей истории, нашей любви к своей Родине?..

...Сомнителен Гоголь с компанией "мертвых душ" и с оседлавшим Русь-тройку коррупционером Чичиковым.

Салтыкову-Щедрину и пожизненного заключения было бы мало. И т.д. На этом историко-культурном фоне было бы несправедливо не отметить проявления искренних патриотических чувств в праздничном эфире 2012 года.

Четыре девицы спели в телеэфире: "Танцуй Россия и плачь Европа, а у меня самая красивая... опа!". И для пущей выразительности одобрительно похлопали себя по "опам".

***

Обрушившийся с телеэкранов сель праздничных увеселений поглотил и растворил в себе молодые голоса из проекта "Голос". То, что действительно стало открытием в минувшем году, утонуло в море пошлейшей попсы. На победительницу конкурса на лучший голос страны Дину Гарипову за минувшие дни и ночи было вылито столько липкой патоки, ее образ был обмазан таким количеством жирного крема, сверху присыпанного сахарной пудрой, что миловидная и простодушная девушка с очевидным талантом, на наших глазах превратилась в кондитерское изделие.

Впереди паровоза, как водится, бежал Малахов со своим услужливым субботним шоу "Сегодня вечером". А за ним и все прочие новогодние увеселения. Ну и, в конце концов, этот праздничный аллюр не смог не сказаться на качестве исполнения. Да и странно было бы, если бы он не сказался. Похоже, что она просто "с листа" спела "жестокий романс" из фильма Эльдара Рязанова "А напоследок я скажу...". Мелькающей мишуры в кадре было много, вихри серпантина, а живого, сердечного проникновения в поэзию Ахмадулиной и в музыку Петрова не было. "Лучший голос" явил вполне себе заурядный вокал. И винить в этом исполнительницу было бы неверно. Вина на самих телевизионщиках, которые поспешили со стрижкой купонов с собственной удачи. Первый канал умеет породить нечто незаурядное, умеет его же и безжалостно погубить.

Боюсь, что к тому дело и идет. Видна тенденция: в бочку дегтя, коей представляется вся попсовая тусня от "фабричных девчонок" и до королей шоу-бизнеса - Киркорова с Басковым, добавили ложку меда в лице триумфаторов "Голоса". Понятно, что деготь не стал от этого слаще.

Во всех без исключения новогодних шоу, исполненных в формате "Голубой огонек", те, кто пел и говорил со сцены, состязались в фальши с теми, кто их слушал и им аплодировал. По моему ощущению, больше фальшивили те, кто изображал публику, состоящую из тех артистов, что изображали артистов. То есть это одни и те же фигуранты. Но на сцене они еще как-то старались, а за столиками явно халтурили: давили из себя смех, улыбки, восторги, изумление, исступление, когда хлопали в ладоши.

***

Скрасили на сей раз каникулярное времяпровождение усыновленные нами голливудские картины. Я даже не имею в виду непременных спутников нашего отдыха - "Один дома" и "Один дома-2".

Более пристального внимания заслуживает такая рождественская история, как "Турбулентность". Это с точки зрения, предположим, господина Жириновского, циничная пропаганда американского гуманизма. Они, американцы, видите ли, медлят с выстрелом по самолету, который вот-вот рухнет на город. И делают это по одной-единственной причине: там за штурвалом лайнера неумелая бортпроводница. Ей дали шанс, и она им воспользовалась - благополучно посадила самолет. История сказочная. Ну, а какими должны быть рождественские истории?

Еще более сказочная история - "Враг государства" о герое, отважившемся на противостояние государственной машине, которая покусилась на частную жизнь в интересах безопасности частного человека.