Закон предлагает установить правовые основы для развития в России системы утилизации сельхозтехники. Для этого вводится механизм уплаты утилизационных сборов за все ввозимые или производимые на территории РФ сельскохозяйственные и лесохозяйственные машины, строительную и дорожную технику. Сбор планируется ввести в связи со вступлением России в ВТО и уменьшением ставок ввозных таможенных пошлин на этот вид техники. Сборы будут взиматься с физических и юридических лиц при первичном выпуске в обращение новых и бывших в употреблении видов сельхозмашин. Порядок уплаты и размеры нового вида сбора определит правительство РФ.
Сбор за новую сельхозтехнику, по предварительным расчетам, составит 60-450 тысяч рублей, лесопромышленную - 80-525 тысяч. К подержанной технике будут применены повышающие коэффициенты.
Разумеется, в зависимости от веса машины, размеров двигателей и иных параметров ставка увеличивается. Ведь наша основная задача - задача разработчиков данного закона - защитить отечественный рынок от бывшей в употреблении, некачественной, не экологичной, имеющей короткий жизненный цикл, техники. Поэтому ставки на технику, бывшую в употреблении, в два, а иногда и в три раза больше, чем на новую. Таким образом, мы рассчитываем решить сразу комплекс задач - это защита и отечественного производителя, и зарубежного инвестора, который на территории страны построил не просто сборочное предприятие, а предприятие со значительной локализацией, это и решение экологической проблемы. Поскольку техники, нуждающейся в утилизации, в стране накопилось предостаточно.
Сельхозмашиностроители оказались в крайне сложной ситуации, поскольку членство России в ВТО предполагает снижение ввозных пошлин на этот вид техники. Наибольшую тревогу у экспертов вызывают позиции, в которых российские производители занимают значительную долю рынка.
Российская сельхозтехника вполне успешно конкурирует с зарубежной. И если государство сможет предложить нашим производителям ряд других поддерживаемых мер, в частности, доступ к длинным и дешевым заемным средствам, инфраструктурную поддержку, которые имеют заокеанские партнеры, преимущества отечественных комбайнов и тракторов будут еще очевиднее.