Согласно "Дорожной карте", предполагаются среднегодовые темпы роста ВВП от семи и инфляции не более семи процентов, уровень дефицита бюджета - не более пяти и уровень государственного долга к ВВП - около 40 процентов. Перечисленные прогнозные параметры планируется достичь посредством наращивания гидроэнергетического потенциала, вовлечения в горнорудную промышленность большего объема инвестиций, развития сельского хозяйства и конкурентной среды в финансовом секторе, выведения республики из транспортного тупика.
По сути, основные параметры стратегии устойчивого развития КР в отношении преобразования экономики включили в себя практически все существующие потенциальные возможности экономического роста. И этим данная стратегия похожа на все предыдущие программные документы с одним, но значимым отличием: в стратегии прослеживаются обоснованность и реалистичность анализа состояния экономической базы, критичность и комплексность подхода при формировании направлений и векторов развития. Именно осознание разработчиками карты степени тяжести экономического спада позволило им детально подойти к формированию концепции комплексного развития страны.
Новизной отличаются положения документа о стимулировании экономического роста в республике - путем изменения распределения налогового бремени, для чего планируется снижение ставок налогов и расширение налоговой базы, что, по мнению авторов стратегии, должно способствовать выведению из тени частного бизнеса. Кроме того, предусматривается переход на администрирование прямых налогов и уменьшение доли косвенных налогов, что, наконец-то, можно отнести к элементам социально ориентированного рыночного государства. Потому что упор на косвенные налоги увеличивает налоговое давление на конечных потребителей, тем самым снижая уровень их платежеспособности, а вместе с ним и уровень благосостояния населения страны.
В области инвестиционной политики планируется формирование и развитие институтов мобилизации финансовых средств (Банка развития и инвестиционных фондов), что при грамотном менеджменте может привести к росту эффективности использования инвестиционных средств.
Абсолютно правильно отмечены недостатки развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в Киргизии: преобладание торгово-посреднического характера в МСБ, отсутствие технологичных и конкурентоспособных структур, способных привлечь инвесторов, низкая эффективность данной сферы деятельности. В "Дорожной карте", тем не менее, как и в предыдущих программных документах, отмечены лишь параметры развития привлекательности бизнес-среды, к примеру, сокращение бюрократических барьеров, что в целом может способствовать росту МСБ, но никак не будет стимулировать его переориентацию на производство, то есть на более сложные и технологичные виды деятельности. Это свидетельствует об отсутствии механизмов государственного регулирования более сложных экономических процессов, связанных с развитием инновационного и конкурентного потенциала малого и среднего бизнеса. Следовательно, ожидание бурного роста МСБ не в полной мере обоснованно.
В программе поставлена задача повышения рентабельности государственной собственности. К положительным моментам можно отнести относительно реалистичную оценку причин низкой эффективности ее использования, но программных мер и направлений реализации поставленной задачи в документе нет. Остается надеяться, что детализация механизма достижения цели - совершенствования системы менеджмента госсобственности - не заставит себя долго ждать.
Достаточно продуманны цели и последовательность приоритетов в области развития банковского сектора. Концепция создания финансовой основы для "длинных денег" отличается конкретностью, что вселяет некоторый оптимизм. Однако настораживает тот факт, что в качестве базы для "длинных денег" рассматриваются в основном внешние источники финансирования и полное отсутствие механизма обеспечения их окупаемости со стороны государства и финансовых структур. Но при этом получение "длинных денег" из внешних источников будет способствовать росту долговой нагрузки на республику. Для полноты в "Дорожную карту" стоило бы включить условия и принципы контроля над освоением этих средств во избежание подпитки коррупционной составляющей, борьба с которой названа в документе приоритетной.
В документе уделяется достаточно внимания развитию страхового рынка, что могло бы способствовать росту инвестиционной привлекательности республики. Прописаны основные положения формирования правовых основ функционирования данной сферы финансовой деятельности. Но при этом отмеченные стратегические направления требуют конкретного наполнения и большего финансово-экономического обоснования. В таком же общем ключе прописаны основные стратегические положения развития неправительственных пенсионных фондов и рынка ценных бумаг, которые могли бы стать реальным источником "длинных денег" за счет внутренних финансовых резервов. Хотелось бы видеть более детальную программу развития столь значимых отраслей финансового сектора.
Отраслевой анализ экономики отличается несравнимо большей реалистичностью и критическим подходом, чем это наблюдалось в предшествующих программных документах руководства Киргизии. Конкретика формулировок обеспечивает прагматичность. Это позволяет перейти к концентрации инвестиций в рамках национальных проектов. Среди основных программ инвестирования традиционно выделяются сельское хозяйство, электро-энергетика и новое направление - формирование и развитие производственно-логистических комплексов на базе действующих оптовых рынков "Дордой" и "Кара-Суу" с целью их встраивания в Таможенный союз.
В целом же новую "Дорожную карту" можно отнести к наиболее удачным программным проектам за последнее время.