В Санкт-Петербурге заключенный обжаловал приговор в суде

Вчера Конституционный суд России приступил к рассмотрению дела по жалобе заключенного на Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Игорь Гончаров полагает, что недостаточное смягчение ему приговора - нарушение конституционного принципа равенства перед законом и судом.

Гончаров и девять его подельников были осуждены Лефортовским районным судом Москвы за совершение ряда преступлений в 2005 году. Однако в 2010 году в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, смягчившие приговор по одной из статей, вмененных в вину преступникам. С учетом этого изменения суд по месту отбывания наказания смягчил приговор Гончарову с 13 лет до 12 лет и 9 месяцев, однако сам осужденный полагает, что это решение несправедливо.

- Суды по разным местам исполнения наказания подельников смягчили их ответственность в разной степени, - указал он в жалобе, направленной в Конституционный суд. - Одинаковые наказания стали разными, а мое стало самым суровым, хотя в исходном приговоре степень моей вины и наказание не были самыми тяжкими.

По мнению Гончарова, в ситуации повинна норма УПК РФ, которая предусматривает рассмотрение ряда вопросов, связанных с исполнением приговора, по месту отбывания наказания осужденным либо по месту применения принудительных мер медицинского характера, которые не учитывают всех фактических обстоятельств дела. Разрешить ситуацию он предлагает, передав дела по пересмотру приговоров тем судьям и судам, которые ранее постановили первоначальный приговор. Однако, по мнению экспертов, такое решение принесет больше вреда, чем пользы.

Согласно позиции Верховного суда РФ, "решая вопрос об освобождении заключенного от наказания или смягчении ему наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, суд основывает постановление только на обстоятельствах, установленных вступившим в законную силу приговором суда, назначившего наказание, и не вправе оценивать правильность применения этим судом уголовного закона". Кроме того, существуют объективные физические трудности, с которыми можно столкнуться, если норма по пересмотру приговора будет предусматривать возвращение дела судье, ранее постановившему приговор - от временных затрат до "человеческого фактора": судьи могут болеть, уходить в отпуск, увольняться.

- Данная норма сформулирована вполне логично, - заявил на заседании КС судья Верховного суда РФ Николай Тимошин. - Зачастую даже перемещение осужденного в тот суд, который вынес приговор, мог быть связан с серьезными материальными затратами. Норма нужна, чтобы защитить осужденного, уберечь его от излишних неприятностей во время долгой дороги.

Кроме того, считает судья, условно-математического пропорционального снижения наказания в принципе быть не может, так как судья руководствуется фактическими обстоятельствами дела в каждом конкретном случае. Например, подельник Гончарова Курицын был осужден на 14 лет лишения свободы, но по двум преступлениям, а сам Гончаров - на 13 лет, но по трем статьям УК РФ. Изменения же в законе касаются только одной статьи - 174 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления), поэтому говорить о том, что разница в один год должна сохраниться и после пересмотра приговора, не приходится.

Примерно такой же позиции придерживаются все органы государственной власти, представители которых были приглашены на заседании - Государственной Думы, Совета Федерации, Генеральной прокуратуры, министерства юстиции, правительства и президента РФ.

- Издание нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление, на влечет за собой необходимости расследования и установления новых обстоятельств уголовного дела, - подчеркнул полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде Михаил Кротов.

Он также напомнил, что КС уже приходил к выводу, что часть 3 статьи 396 и пункт 13 статьи 397 УПК РФ не нарушают конституционные права граждан, поскольку лишь относят решение вопросов по пересмотру приговоров к полномочиям того или иного суда, а право на судебную защиту не предусматривает для гражданина выбора процедуры судебной защиты по своему усмотрению. Таким образом, можно предположить, что КС и на этот раз сохранит свою позицию. Рассмотрение дела, однако, продолжится в закрытом режиме, а оглашение решения состоится примерно через месяц.

Кстати:

Игорь Гончаров уже дважды добился смягчения своего приговора. Сначала после вступления в силу нового уголовного закона 13 лет лишения свободы суд заменил ему на 12 лет и 11 месяцев, затем по кассации убрал еще два месяца. Теперь Гончаров может обжаловать это решение в Верховном суде РФ.