Какие положения стандарта вызвали больше всего вопросов?
Светлана Корабель: Самая активная дискуссия развернулась вокруг инвестстратегии до 2020 года. В Свердловской области разработкой этого документа занималось региональное министерство экономики. Первоначальный вариант, несмотря на общественные слушания, получился довольно слабый, по нему эксперты высказали очень много замечаний. Практически все они были учтены, но все равно некоторые представители бизнес-сообщества считают, что стратегии, утвержденной 14 ноября 2012 года, не хватает четкости. Даже предлагали создать альтернативный вариант, однако потом отказались от этой идеи. Все-таки инвестстратегию должна писать власть, потому что бизнес учитывает только отраслевые интересы, а власть - интересы всех жителей области.
Чего не хватило бизнесу?
Светлана Корабель: Большинство положений стратегии нацелено на достижение абстрактных показателей, например, на то, чтобы регион поднялся до определенного места в рейтинге. А предприниматели хотят конкретики: через два года будет построено столько-то предприятий в таких-то отраслях. Я считаю, невозможно составить документ, который удовлетворит всех. Главное, что стратегия вообще появилась. Конечно, ее можно и нужно дорабатывать, но первый шаг сделан. В других регионах - Башкирии, Татарстане - к созданию инвестстратегии привлекали крупные международные консалтинговые компании, в результате, по-моему, получились документы, нацеленные на иностранный капитал. Наш, конечно, проигрывает по четкости формулировок, зато ориентирован на более широкий круг инвесторов.
А конкретику можно найти в плане создания инвестобъектов. Сначала минэкономики предоставляло его только по запросу, сейчас информация находится в открытом доступе на портале http://invest.midural.ru. Так же, как и план инфраструктуры для размещения производственных объектов.
Основная проблема, которая встала перед экспертами, причем не только из нашего региона: как оценивать выполнение пунктов стандарта - по формальным признакам или по фактической реализации, с выездом на объекты? В итоге было решено разделить оценку внедрения, то есть создания того или иного института, и оценку его работы, ведь ощутить эффект от новых инструментов можно лишь спустя какое-то время. Формально все 15 пунктов в Свердловской области считаются внедренными, однако по отдельным разделам стандарта мониторинг результатов будет проводиться в этом году.
Кто и как будет их оценивать?
Светлана Корабель: Экспертные группы АСИ и Минэкономразвития РФ - по инвестиционной активности субъекта РФ. Тут уже не получится сказать: пункт выполнен, но не работает. Если за полгода ни одного инвестпроекта не вынесено на правительственную комиссию, значит, где-то системный сбой.
Также предусмотрена процедура "тайной закупки", когда предприниматель, известный только АСИ, под видом потенциального инвестора пытается войти в регион и проверит на себе исполнение каждого пункта стандарта и работу "одного окна". Например, зашел на сайт, отправил запрос - ему в короткий срок перезвонил потенциальный куратор проекта и рассказал, что можно сделать дальше.
Немало претензий было и в адрес Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ). Она мало соответствует критериям специализированной организации, описанной в стандарте АСИ.
Светлана Корабель: Основная проблема КРСУ - в ее закрытости. Если министерство экономики обязали создать двуязычный портал и опубликовать там всю информацию, необходимую инвесторам, то корпорация осталась за бортом. У нее свой сайт, свои планы, о которых никто ничего не знает. При этом нет ни одного заключенного договора, только соглашения о намерениях.
Я знаю, что КРСУ собирается брать кредиты на строительство детских садов, но по стандарту у специализированной организации несколько иная задача: быть связующим звеном между властями и бизнесом, принимать заявки инвесторов в режиме "одного окна", создавать команды под проекты, в которые вложат деньги не банки, а реальный сектор, то есть приносить прибыль, хотя бы в долгосрочной перспективе. Для социальных же проектов есть областные министерства, целевые программы.
Чтобы повысить эффективность подобных региональных структур, мы даже предложили включить в советы директоров независимых директоров, как в госкорпорациях. Это могут быть представители крупных предпринимательских сообществ. Сегодня областные специализированные организации голосуют по директивам от правительства: по сути, они несамостоятельны в принятии решений и не отвечают за их результаты. А независимых директоров по закону можно привлечь к ответственности, если решение, за которое они проголосовали, повлекло за собой убытки для корпорации. Пусть это будет оплачиваемая из бюджета деятельность, зато люди станут не просто руку поднимать, а взвешивать каждый шаг.
Еще один важный пункт стандарта - режим "одного окна". Когда оно заработает на Среднем Урале?
Светлана Корабель: Соответствующий регламент утвержден постановлением правительства области 12 декабря. Координационным органом выступает министерство экономики, а исполнительным - правительственная комиссия, для каждого проекта назначается свой куратор - исполнительный орган госвласти. Никаких ограничений по объему инвестиций, категориям бизнеса не предусмотрено. Мы предупреждали: ждите шквала обращений, но в областном минэкономики это никого не пугает. Говорят, что готовы сотрудничать со всеми. Первый ответ по заявке должен быть дан в пятидневный срок, второй - в течение месяца, инвесторам обещана помощь в получении согласований и разрешений, поддержка ходатайств в исполнительные органы власти, участие в выставках.
Просто фантастика какая-то…
Светлана Корабель: Вопрос в том, нет ли здесь коррупционной составляющей? Особенно если вспомнить негативный опыт Челябинской области: там прокуратура обжаловала наделение регионального министерства функцией "одного окна". Дошли до Верховного суда, который вынес вердикт: организационно-консультационные услуги может оказывать НКО, коммерческая организация, но не госорган. Это будет воспринято как лоббирование чьих-то коммерческих интересов. А вот когда такой деятельностью занимается корпорация - все логично.
Честно говоря, первое заседание областного совета по инвестициям было больше похоже на совещание кабмина, а не на дискуссионную площадку.
Светлана Корабель: Задумывался этот орган более активным, чем получилось на первом заседании. В его компетенцию входит выработка рекомендаций по уменьшению административных барьеров и предложений по приоритетным направлениям развития экономики региона, содействие рациональному размещению производственных сил, рассмотрение результатов реализации инвестпроектов, анализ причин неудач. Пока анализировать, честно говоря, нечего: все крупные инвестпроекты реализуются с участием бюджетов разных уровней, в чистом виде государственно-частное партнерство на Среднем Урале не работает. Хотя соответствующий областной закон принят. На необходимости запустить механизмы ГЧП акцентировал внимание и губернатор в своем послании.
Сейчас обсуждается идея внедрения инвестстандарта во всех субъектах РФ. Насколько целесообразна унификация, ведь тогда смысл конкуренции регионов за инвестора теряется?
Светлана Корабель: Наоборот, это усилит соревновательный момент. Стандарт дает инвестору в первую очередь информацию. От того, насколько внятно она подана, во многом зависит выбор бизнеса в пользу той или иной территории.