16.01.2013 20:05
    Поделиться

    В Уральском округе может снизиться качество бензина

    Топливный рынок УрФО парадоксален. На территории округа добывается почти 70 процентов российской нефти, однако нефтепереработка коньком местной промышленности не является.

    Потребности территории в нефтепродуктах в основном покрывают крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) из соседних округов, и автомобильное топливо потребитель покупает со значительной наценкой. Эксперты считают: пока держится высокая цена сырой нефти, бизнесу глубокий передел невыгоден, да и фискальная система работает, скорее, на развитие добывающей, нежели нефтеперерабатывающей отрасли. Власти регионов УрФО время от времени анонсируют амбициозные планы по строительству НПЗ - в Верхотурье, Челябинской области, Нижневартовском районе. Однако единственный реализованный за последние годы проект - Антипинский НПЗ в Тюменской области.

    - Наше производство - это капля в море, существенного влияния на рынок мы не оказываем, - считает замдиректора предприятия Александр Угрюмов. - Честно скажу, к выпуску Евро-3 мы сейчас не готовы, нет мощностей. Только к 2014 году закончим модернизацию, тогда запустим производство дизельного топлива стандарта Евро-4, при необходимости сможем выпускать и Евро-5. А пока завод будет выпускать печное топливо и другие подобные продукты - с рынка автомобильного топлива мы уходим.

    В Югре переработкой нефти занимаются шесть предприятий. Производители бензина в Когалыме и Сургуте, например Сургутский завод по стабилизации конденсата, перешли на стандарт Евро-3 еще два года назад. По заявлению руководства "Варьеганнефть", его моторное топливо с 2011 года соответствует стандарту Евро-3.

    - Однако в 2012-м в ходе комплексной проверки этого предприятия обнаружено двукратное превышение серы в продукте на стадии производства по сравнению с техрегламентом, - сообщает Светлана Михеева, руководитель Уральского МТУ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. - Мы проверяли предприятие и раньше - были те же проблемы. По решению суда наложен штраф в сто тысяч рублей. Они обещали устранить недостатки. Но вы же понимаете: наши штрафы для таких предприятий - копейки.

    По мнению Михеевой, дефицит бензина округу не грозит, однако можно ожидать ухудшения качества топлива. По заданию правительства РФ НПЗ проверяют ежемесячно, вот только инспекторов в штате управления всего девять на весь УрФО. Заправки берут под особый контроль только по заявлениям потерпевших, и из 80-ти АЗС, проверенных инспекторами управления в 2012-м, на каждой четвертой обнаружены грубые нарушения.

    Судя по этим цифрам, можно предположить, сколько на Урале продается бензина, который не то что не отвечает евростандарту, а относится к особому экологическому классу - "смерть двигателю". Правоохранители борются с подпольным производством с переменным успехом, например, в Краснотурьинском горсуде недавно стартовал процесс по иску прокуратуры, требующей снести "нефтяную установку" в поселке Рудничном (на сильнейший запах нефтепродуктов местные жители жаловались с мая).

    Однако решить проблему кардинально никто пока не обещает. Поэтому эксперты рекомендуют заправляться только у "брендовых" продавцов, чтобы не погубить машину. Отметим, что большую часть бензинового рынка региона делят между собой три крупных игрока, которые единодушно заверяют, что к переходу на Евро-3 готовы.

    Поделиться