16.01.2013 20:07
    Поделиться

    "РГ" выяснила, окупятся ли огромные вложения в мосты в регионах УрФО

    В Тюменской области и северных автономиях УрФО на строительство, ремонт и реконструкцию мостовых сооружений может быть затрачено в текущем десятилетии свыше 230 миллиардов рублей. Сумма складывается из проектных заявок, текущих и долгосрочных планов, представленных территориальными органами власти, федеральными министерствами, промышленными корпорациями, ОАО "РЖД". В истории трех западносибирских регионов это беспрецедентный объем работ, исходя как из величины капиталовложений (в сопоставимых ценах), так и из количества объектов. Удастся ли реализовать замыслы в срок? Все ли из них экономически выверены?

    Вновь на слуху проект автострады Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Томск, известный как Северная широтная дорога. Магистраль, которую обещали запустить еще в 2010-м, функционирует. Однако только до границы с Томской областью. На ее территории шоссе строят, да черепашьими темпами. С такой скоростью сквозное сообщение с Томском удастся наладить лет через 15. Власти области ссылаются на скудость бюджета и говорят о выборе между асфальтовым и гравийным покрытием. Хотя неизменно подчеркивают: широтная трасса жизненно необходима.

    Недостаток финансирования привел и к длительному замораживанию строительства километрового моста через реку Вах, разделяющую Югру и соседний субъект. Недавно российское правительство выделило на этот проект 1,3 миллиарда рублей. Работы возобновляются, появилась надежда, что в следующем году они завершатся. Большую часть вложений взял на себя Ханты-Мансийский округ, остаток - Федерация и Томская область. Между тем с момента зарождения проекта и за время простоя цена моста выросла в несколько раз, достигнув почти 9 миллиардов рублей. Срок его окупаемости, очевидно, серьезно увеличится и с учетом затянувшегося строительства самой дороги. На первых порах мост обеспечит надежное сообщение между городами нефтяников - Нижневартовском и Стрежевым. Пока автомобилисты перебираются с берега на берег по платной паромной и ледовой переправам.

    А вот знаменитый вантовый мост, переброшенный через Обь близ Сургута 12 лет назад, давно себя окупил. В начале 90-х проектировщики наивно предполагали, что пик нагрузки придется на 2015 год и составит всего пять тысяч машин в сутки. Он уже превышен втрое. В результате мост, понятно, изнашивается значительно быстрее, чем предполагалось. Если однажды его поставят на капитальный ремонт, транспортный коллапс неизбежен. Необходим дублер. Правительство автономии объявило конкурс на экономическое обоснование строительства второго моста с четырехполосным движением. И не факт, что он появится недалеко от Сургута. Приблизительная стоимость сооружения с дорожной развязкой - 30 миллиардов рублей. Власти региона заявляют: без привлечения инвесторов не обойтись. Скорее всего, предполагают эксперты, проезд сделают платным, чтобы окупить внебюджетные вложения. Губернатор Югры Наталья Комарова придерживается аналогичного мнения.

    Еще один мост через самую полноводную реку Западной Сибири планируется соорудить в западной части округа, у поселка Приобье. В него упирается тупиковая ветка Свердловской железной дороги, а тупиковое шоссе связывает поселение с Няганью и Северной широтной автомагистралью. Разглядывая карту, я пришел в недоумение: к чему здесь мост, если дальше всепогодных трактов не обозначено, лишь простирается глухая тайга?

    - Вы не правы, - говорит заведующий отделом транспорта и связи администрации Октябрьского района ХМАО Евгений Ермаков. - Рядышком поселок Андра, до него скоро дойдет дорога от города Белоярского, а там и до ЯНАО рукой подать. Именно у Приобья река предельно сужается, посередине островок. С учетом проходящих тут ниток магистральных газопроводов подобрано оптимальное место с точки зрения затрат и обеспечения безопасности.

    Хорошо, но мост, который должен соединить доселе отрезанные друг от друга малонаселенные районы Югры, обойдется минимум в 20 миллиардов рублей. Каков должен быть поток грузов, чтобы оправдать такие инвестиции? Он будет достаточным, уверены в окружном правительстве. Мост позволит удешевить освоение нефтегазоносных площадей на севере Югры, обеспечит доступ к лесным ресурсам, в недалекой перспективе послужит для доставки транзитных грузов с Урала в Надым. До последнего, впрочем, сначала надо протянуть надежную трассу по болотам ЯНАО.

    Идею дорожной стыковки Белоярского с Надымом в правительстве автономии предпочли не комментировать - реализовать бы давние транспортные проекты. Только на 330-километровой автостраде Салехард - Надым, строительство которой должно завершиться к 2015 году, 53 больших и малых мостовых сооружения. В самом Надыме почти полтора года строят совмещенный мост через одноименную реку. Его длина превысит 1300 метров. Расходы составят 14,5 миллиарда рублей. Смете вроде бы не грозит вздутие, поскольку до последнего времени конструкции монтировали с опережением графика. Есть шанс перерезать красную ленточку на полгода раньше запланированного срока - к лету 2014-го. Объект, заметьте, бюджетный.

    Другой "казенный" мост - полукилометровый автомобильный через реку Пяку-Пур в Пуровском районе - подрядчик обязуется сдать также намного раньше обещанного, уложившись в год и три месяца. А вот со стартом пришлось погодить. По словам губернатора Дмитрия Кобылкина, к работам приступили только после того, как проект удешевили более чем вдвое.

    Кстати, упомянутый Надымский мост войдет в историю в качестве своеобразной нулевой версты Северного широтного хода (СШХ) - проекта строительства одноколейки Лабытнанги - Салехард - Новый Уренгой. Инженер-железнодорожник Сергей Пирожков изумляется: "Еще ни одна шпала не уложена, а мостовой переход - нате вам! Правда, второе его предназначение - автомобильное, поэтому поспешность в определенной степени оправданна".

    Пока не удалось приступить к строительству другого стратегического моста на этой ветке - близ Салехарда, через Обь. Год назад "РГ" подробно писала о перипетиях в судьбе СШХ. Стоит напомнить, что впервые правительство автономии заказало проект моста в 2006-м. Тогда его стоимость оценивалась ориентировочно в 15 миллиардов рублей. Через полтора года планка взметнулась до 57 (сумма сопоставима почти с тремя годовыми бюджетами Курганской области). Речь шла о совмещенном двухъярусном мосте протяженностью свыше двух километров. Управляющая компания предполагала привлечь из российского бюджета полсотни миллиардов. Федерация в финансировании отказала. Мост ради экономии средств буквально "подрезали", лишив его автомобильного яруса. Продолжается поиск инвесторов и оптимальной схемы партнерства. Сегодня как наиболее приемлемый рассматривается вариант концессии.

    Неординарное соглашение о намерениях заключила с ОАО "РЖД" Ямальская железнодорожная компания: ей пообещали перенаправить на широтный ход - для скорейшей его окупаемости - часть грузов, доставляемых ныне в северо-западную зону страны по другим магистралям. Все бы ничего, но при этом существенно возрастет нагрузка на стыкующиеся с СШХ Северную и Свердловскую железные дороги, уже сейчас не справляющиеся со стремительно возрастающим объемом перевозок.

    Что касается инфраструктуры в Западной Сибири, то выручить может, и то не в полной мере, прокладка вторых путей от Тобольска до Сургута (475 километров), а также реконструкция двух мостов через Обь в Ханты-Мансийском округе. Их, согласно корпоративным планам, перестроят во второй половине десятилетия.

    На юге региона львиная доля трат на сооружение, ремонт мостовых переходов (к тому же беспрецедентная по величине целевых бюджетных вложений) придется на областной центр. В наступившем году здесь приступят к строительству сразу двух новых речных мостов и очередного путепровода через Транссиб. Железная магистраль разрезает город, ряд важнейших транспортных артерий. Вынести ее за границы Тюмени невообразимо дорого. Даже в скромном по численности Ишиме появится второй путепровод через Транссиб: в конце декабря губернатор Владимир Якушев подписал распоряжение о выделении средств на разработку проектной документации. За путепровод проголосовало большинство посетителей официального сайта муниципалитета.

    В свою очередь, жители левобережной части Тобольска надеются, что к ним перекинут мост через Иртыш - дышащий на ладан паром их не устраивает. Новый глава города Владимир Мазур твердых обещаний не дает, осторожно замечая, что левобережье должно обладать определенным экономическим потенциалом. Три миллиарда рублей, необходимых для возведения объекта, на дороге не валяются. А вот действующий мост на подъезде к Тобольску по федеральной трассе следовало бы укрепить и расширить - заявка отправлена в Росавтодор. Любопытный факт: строительство этого моста в 80-е годы безбожно затянулось, поскольку профильный курганский завод, в то время единственный в своем роде, полностью и надолго переключился на выполнение госзаказа, прекратив поставку пролетов в Тобольск. Сейчас за Уралом два специализированных предприятия, они стремительно наращивают производство конструкций. Следовательно, на мостостроителей повышенный спрос.

    Досье

    За выдающиеся технологические, стилевые, инженерные решения, объемные параметры четыре новых сибирских моста попали в книги рекордов, удостоены дипломов престижных фестивалей, конкурсов. Это четырехкилометровый железнодорожный мост через реку Юрибей (полуостров Ямал), вантовые автомобильные мосты через Обь (Сургут), Иртыш ("Красный дракон", Ханты-Мансийск) и Шайтанку ("Факел", Салехард). 

    Поделиться