17.01.2013 16:14
    Поделиться

    Музыка с бородой: 2012 год был крайне богат на музыкальные события

    Закончились новогодние праздники. Теперь можно потрясти головой и трезво посмотреть на прошедший 2012 год. А он запомнился не только и не столько несостоявшимся Концом света. 2012-й был необычайно богат на важнейшие музыкальные события, часть из которых была замечена всеми, а часть - немногими, зато взбудоражила отдельные клубы по интересам.

    Во время подведения итогов обычно принято составлять всяческие рейтинги, но мне кажется, что сравнивание теплого с мягким не позволит адекватно окинуть взглядом прошлый год. Поэтому давайте просто вспомним - что примечательного подарил нам 2012 год.


    Обложка альбома Пола Маккартни Kisses On The Bottom. Фото: www.paulmccartney.com

    16 января 2013 года мир отметил международный день главной группы прошлого века - The Beatles. Отрадно, что оставшиеся с нами "битлы" - сэр Пол и мистер Ринго до сих пор в отличной форме, что они и подтвердили, выпустив в ушедшем году по альбому. Самый непритязательный и простой из четверки - Ринго Старр - написал и издал свою шестнадцатую студийную пластинку, которую так и назвал - Ringo 2012. Знакомые с его сольными работами всегда могут быть уверены в том, что он их не обманет. И действительно, альбом Ringo 2012, как ожидалось, оказался крепким, добрым и веселым. В общем, все в духе дорогого мистера Ричарда Старки. Шестнадцатым же альбомом (не считая, разумеется, работы с Wings и ряд других проектов) отметился и сэр Пол Маккартни, записавший кавер-версии старинных американских блюзовых хитов. Пластинка слушается легко и с удовольствием. Да и как не порадоваться очередной возможности вновь услышать голос, который человечество любит уже 50 лет? Все, что делали и делают бывшие "битлы", продолжает нести на себе отпечаток величия группы, перевернувшей сознание нескольких поколений. Ringo 2012 и Kisses on the Bottom снова подтвердили их статус действующих верховных богов поп-музыки.

    На этом тема The Beatles в 2012 году не закончилась. Боб Дилан, еще одна фигура галактических масштабов, посвятил Джону Леннону песню Roll On John в своем новом альбоме Tempest. Который, кстати, получил даже более лестные отзывы у критиков, чем обычно. И это вполне объяснимо. Настолько цепляющие вкрадчиво-ехидные и болезненно-насмешливые песни и у самого Дилана не так часто встретишь.

    Наконец, не без The Beatles обошелся и новый альбом сурового американского дедушки панк-рока Игги Попа. Но не только кавером на песню Michelle красна новая его пластинка Apres. Исполнение Попом песен Джо Дассена, Эдит Пиаф, Сержа Генсбура, Франка Синатры и даже Йоко Оно - настоящее украшение его богатой и эклектичной дискографии.

    Извечные друзья и соперники "ливерпульской четверки" - столичные бунтари The Rolling Stones - тоже нашли, чем порадовать публику, выпустив два коцертника - Light the Fuse (запись концерта в Торонто 2005 года) и Live at Leeds (найденный в архиве концерт 1985 года). А чтобы окончательно всех осчастливить, они издали компиляцию своих лучших вещей на 5 дисках (ведь меньше определенно не хватит, да и этих, конечно, достаточно лишь для общего знакомства), еще и со свежими бонусами. Альбом с соответствующим названием GRRR! тут же завоевал "золото" в США и Новой Зеландии и "платину" в Австралии. А разве могло быть иначе? Ведь это же "стоунз", любимцы не только Америки, но и всего мира с начала шестидесятых!

    Кстати, об Австралии. Одним из самых громких событий в мире музыки прошлого года стал реюнион и выход нового альбома легендарных Dead Can Dance, которые не выступали вместе уже 7 лет, а не записывались - целых 16. И вот наконец они прервали это тягостное для всех любителей дарквейва и дарк-фолка молчание и выпустили суперальбом Anastasis, который стал настоящим венцом их творчества. К этому они приурочили концертный тур, в котором не забыли и Россию.

    Другая гордость Австралии - вечно молодые AC/DC - тоже не сидели сложа руки. Со времени сногсшибательного альбома 2008 года Black Ice студийных работ у них не было, зато в 2012 году они выпустили "концертник" Live in River Plate. Разница, как и обычно у них, невелика, зато к неиссякаемому драйву и энергии добавились партии нового участника - восторженного зала, который отказывался довольствоваться ролью бэк-вокалиста. Он не только перекрикивал Брайана Джонсона, но и успешно имитировал гитару Янга, выводя всем давно известные взрывные риффы. "We don’t speak very nice Spanish but we speak rock’n’roll pretty good”, - сообщил в начале концерта Джонсон. Я не знаю человека, способного это оспорить. Остается только по-хорошему позавидовать аргентинцам и понадеяться, что на нашу улицу этот праздник придет еще хотя бы раз.

    Другие хард-рокеры-семидесятники, способные играть одну и ту же музыку на протяжении десятилетий с той же отдачей, техасские бородачи ZZ Top, спустя девять лет опять появились в чартах с новым альбомом своих бодрых южных тяжелых блюзов La Futura. ZZ Top - они и в 2012 году ZZ Top, и это не может не радовать.

    Другие американские умельцы играть одно и то же на том же уровне и с той же энергией - The Offspring порадовали поклонников альбомом Days Go By. То, что нужно. Все тот же всеми любимый The Offspring - пожалуй, единственное достойное пристального внимания явление в "калифорнийском панке".


    Обложка альбома ZZ Top La Futura. Фото: www.zztop.com

    А вот еще одна студийная работа от группы, не записывавшейся 16 лет. И какой группы! Легендарных The Beach Boys - да еще и с Брайаном Уилсоном! Конечно, это не Pet Sounds, но все любители шестидесятых с большим удовольствием послушают свежий психоделик-поп в исполнении тех, кто действительно знает в нем толк.

    Неутомимый канадский композитор Нил Янг, список заслуг которого можно перечислять часами, выпустил два альбома в этом году - пластинку с каверами на некоторые известные песни Americana и первую за девять лет работу, состоящую из песен собственно Янга - Psychedelic Pill. Название ее оправдано полностью. А мистер Янг в этой профессии преуспевает с шестидесятых годов. Какие еще нужны рекомендации?

    Еще одно знаменательное событие - спустя 11 лет к нам вернулись Cranberries. За это время обладательница волшебного голоса Долорес О’Риордан успела выпустить два сольника, но многие все равно соскучились по замечательному мягкому звуку одной из лучших поп-группы нулевых. И они дождались. Шестая пластинка Cranberries - Roses - хотя и не привлекла столько внимания, сколько ей уделили бы лет десять назад, пополнила список приятных сюрпризов ушедшего года.

    Зато меланхоличные исландские волшебники Sigur Ros на недостаток внимания жаловаться не могут. И их альбом 2012 года Valtari, как и ожидалось, произвел фурор не только среди поклонников современного скандинавского искусства, но и среди всех, кто устал от стереотипного пост-рока, который сейчас царит буквально везде. Sigur Ros сейчас на пике своей формы, и Valtari снимает все вопросы на этот счет.

    Хэдлайнеры современной транс-сцены, израильтяне Infected Mushroom, записали восьмой альбом - Army of Mushrooms. Любители забористого сай-транса тут же окрестили его конъюнктурной поделкой. Надо признать: точка зрения, имеющая право на существование. Популярного в социальных сетях в последние годы даб-степа от "зараженных грибов" никто не ждал. Впрочем, фирменное звучание никуда не делось, и внимания запись все равно достойна.

    Немногие, к сожалению, помнят о героях восьмидесятых - Pet Shop Boys. Тех самых, что призывали нас смелее идти на Запад. А они за это время заметно окрепли и в нулевых стали записывать отличные крепкие синти-поп альбомы. Пластинка 2012 года Elysium достойно продолжила историю хорошей группы.

    How to Destroy Angels, новый проект Трента Резнора, начальника Nine Inch Nails, выпустил уже вторую EP - An Omen. Подготовка к уже заявленному на этот год выходу дебютного лонгплея, судя по всему, идет полным ходом. И обе предшествующие ему мини-работы заставляют ждать его с нетерпением.

    Раз уж речь зашла об индастриале, настало время вспомнить о двух релизах 2012 года, которые буквально взорвали музыкальную общественность. Одни из пионеров этого жанра в Британии Throbbing Gristle, лишившиеся своего вдохновителя, чудовищного алхимика Дженезиса Пи-Орриджа, решили громко хлопнуть дверью и под вывеской Ex-TG записали мощнейший двойной альбом, часть которого представляет собой трибьют сердцеедке Нико, известной по работам с Velvet Underground и не только, и состоит из ее песен. В их исполнении принимают участие приглашенные вокалисты, личности, как и положено, сугубо неординарные - от немецкого живого классика Бликсы Баргельда до снискавшей славу благодаря радикальным экспериментам в другой сфере Саши Грей. И уж совершенное безумие творится на прощальной двойной пластинке американцев Swans - The Seer. Здесь вообще можно встретить все, что угодно. Можно сказать, что The Seer - это такой срез пост-индастриала, то есть того, к чему он пришел на сегодняшний день (и порой складывается такое ощущение, что дальше идти некуда). После него - ни убавить, ни прибавить. Убедиться в этом может каждый. Главное - не пугаться.

    Поклонники гениальных Laibach все ждут анонсированного еще несколько лет назад двойного альбома Laibach: Revisited. Но, хотя новостей о нем давно нет, отчаиваться в 2012 году им не пришлось. Словенцы за это время успели трижды компенсировать свой проступок, хотя после изданного годом ранее пятидискового бокс-сета раритетов Gesamtkunstwerk - Dokument 81-86 на такую щедрость никто не рассчитывал. Наиболее заметным стал прекрасный саундтрек к искрометному финскому фильму "Железное небо". Кроме того, вышел сборник An Introduction to..., содержащий несколько новых треков. И, наконец, двойной концертный альбом Live at Tate Modern Monumental Retro-Avant-Garde, где наконец в хорошем качестве можно услышать новые версии песен 80-х, которые уже давно играются на концертах. Спасибо, Laibach!

    Любители упрощенного и "утяжеленного" варианта индастриала, именуемого в народе industrial metal, тоже не остались без внимания. Немецкая команда Oomph! выпустила первый за четыре года альбом Des Wahnsinns fette Beute. Правда, публика осталась недовольна чересчур "мягким" звуком и простотой материала. В целом, однако, альбом оказался не так уж плох. А на фоне позднего творчества младших и более популярных соратников Oomph! по Neue Deutsche Haerte - Rammstein - снижение темпов роста первых и вовсе становится незаметным. Второй интересный индастриал-метал-альбом появился в Америке. Marilyn Manson и его Born Villain. Со времени блестящего The Golden Age of Grotesque таких "качающих" песен Мэрилин и компания больше не писали, но в его вычурном декадентстве определенно что-то есть. Любители обязательно оценят.

    А что в это время происходило в мире так называемой "тяжелой музыки"? О, здесь, как всегда, жизнь била ключом (хотя и скрыто от посторонних глаз). Тут вам и новый материал от Cannibal Corpse, и еще одна ударная доза brutal death metal от Incantation, и свежий альбом металкорщиков Lamb of God, и тринадцатый студийник столпов немецкого трэша Kreator, седьмой альбом технарей Meshuggah (как всегда - мощный, но не такой удалой, как предыдущий) и продолжение развития наследия легендарных Sepultura под вывеской Soufly, и очередное возвращение грайндкорщиков Terrorizer, и третий (хотя и самый слабый) после выхода Варга Викернеса из тюрьмы альбом Burzum...


    Обложка альбома Napalm Death Utilitarian. Фото: www.napalmdeath.org

    Но самое важное событие в мире "тяжмета" состоялось в начале года. Им, вне всяких сомнений, стал эпический по размаху и ударной силе альбом великих Napalm Death Utilitarian. Бирмингемцы снова показали всем, что молодежи до них добраться еще не один десяток лет будет очень непросто.

    Закончился год тоже знаменательным для "тяжелой" сцены релизом. Под самый Новый год вышел Vanitas. Новая работа дуэта Anaal Nathrakh. Два безобидных на вид англичанина своей смесью блэка и киберграйнда в духе The Berzerker устраивают настоящие музыкальные армагеддоны с 2001 года. Бешеный скрим Дейва Ханта (по совместительству - вокалиста Benediction, между прочим) буквально разрывает слух на части, сквозь почти непробиваемую стену грохота и скрежета истерично брезжит нервозная мелодия. Сгусток чистой ярости. Просто великолепно.

    Группа Metallica самостоятельно после Death Magnetic пока ничего не записывала. За что ей большое человеческое спасибо.

    В мире российской музыки в 2012 году тоже кое-что происходило. Например, вышел новый альбом группы "Калинов Мост", что всегда привлекает внимание немалого количества людей. Снова выпустил диск с песнями всенародно любимый "Сплин". Преданные поклонники наверняка останутся довольными, но количество разочарованных свежим материалом вполне понятно - многим "Обман зрения" показался несколько шаблонным. Крайне продуктивен в последнее время Сергей Шнуров, записавший "концертник" и два альбома с возрожденным "Ленинградом", а также сольную работу "Лютик", где вдоволь покуражился над своим образом "русского Тома Уэйтса". Тех, кому это придется по душе, в России, как всегда, оказалось достаточно. Отдельно можно вспомнить неожиданное появление диска "Гражданской Обороны" с единственной песней "Электрический Пес" - уникальный случай исполнения Егором Летовым творчества Бориса Гребенщикова. Несмотря на то, что отношения между двумя столпами советского и российского рока были всегда далеки от дружеских, Летов давно говорил о том, что эту песню он действительно любит. И вот, уже после его смерти, выяснилось, что он все-таки это сделал. И это - настоящая находка для поклонников обоих музыкантов.

    Конечно, в этом году выходили и другие достойные внимания релизы. Но именно об этих, как мне представляется, необходимо было вспомнить в первую очередь. Ведь нельзя объять необъятное, как говорил классик. Хотя порой очень хочется.

    Поделиться