У рубля есть шансы стать региональной резервной валютой

В ближайшие дни в правительство будет направлена "дорожная карта" по созданию в Москве Международного финансового центра. Об этом сообщил заместитель министра финансов Алексей Моисеев на круглом столе "Международная валютная система", который прошел в рамках гайдаровского  форума.

Участники дискуссии, только что прослушавшие часовую лекцию лауреата Нобелевской премии по экономике Роберта Манделла, который оставил будущее за единой глобальной мировой валютой, отреагировали на новость довольно сухо. Тем более Манделл заинтриговал идеей конструирования через доллар, евро и иену новой денежной расчетной единицы - девайс.

Впрочем, российский замминистра финансов Алексей Моисеев с оптимизмом сообщил, что и шансы рубля стать региональной резервной валютой растут, а в целом, шансы региональных резервных валют в многополярном мире высоки. Что касается рубля, то помощь ему, по словам Моисеева, обеспечат плавающий свободный валютный курс, на который ЦБ перейдет к 2015 году, а также введенные правительством бюджетные правила и отсутствие валютных ограничений, от которых Россия раз и навсегда отказалась в 2007 году. Эти три, по выражению Моисеева, рыночных столпа уже определяют ту стабильность, на которую рассчитывают участники финансовых рынков.

Единственного, чего не достает России, так это развитого рынка ценных бумаг с масштабными объемами. Но формирование такого локального рынка опять же, реально. Моисеев сослался на то, что отдельные страны уже эмитируют государственные ценные бумаги в рублях. Например, Белоруссия. "Сейчас разместиться в рублях планирует Сербия", - заметил Моисеев. И добавил, что такого рода локальным центром в свое время стала Варшавская фондовая биржа. "Нет никаких причин, чтобы мы не могли составлять конкуренцию, - заключил замминистра. - Построим эффективный региональный фондовый рынок, появятся все возможности создать резервную региональную валюту".

Не менее оптимистично настроен и руководитель рабочей группы по созданию Международного финансового центра Александр Волошин. Подчеркнув, что для рубля в качестве резервной валюты нужна сильная диверсифицированная экономика и устойчивость, он рассказал о трех группах задач, которые изложены в проекте "дорожная карта". Собственно, эти задачи обозначил и Алексей Моисеев.

Во-первых, речь идет о способах формирования финансовой инфраструктуры - развития биржи, центрального депозитария, совершенствования законодательства. "До добротного уровня это можно довести за несколько лет", - уточнил Волошин. Во-вторых, по его словам, придется превратить Москву в открытый интернациональный город, приемлемый для жизни привыкших к деловому и бытовому комфорту иностранцев. "Во Франкфурте треть населения сегодня - это иностранцы", - прокомментировал он особенности жизни в международных финансовых центрах. Третья группа задач заточена на общие вопросы создания благоприятного инвестклимата в России. "МФЦ может создаваться при условии критической массы позитива, который перевесит все наши сложности", - пояснил Волошин. А это означает открытую страну с высокой степенью экономических свобод. Все пункты "дорожной карты", подчеркнул он, вырабатывались вместе с участниками финансового рынка, которые четко сформулировали, что им нужно от МФЦ. В итоге Волошин выразил уверенность в успехе. Тем более его создание поддерживается высшим руководством страны. "А политическая воля значит многое", - заключил он.

Экс-глава Федеральной службы по финансовым рынкам, ныне банкир Олег Вьюгин на "круглом столе" держался позиции Нобелевского лауреата Манделла - мир до последнего будет сохранять доллар и евро, так как глобальные валюты, это, прежде всего, удобно. А переход на "двести региональных валют" - означает большие издержки для бизнеса.

Идею же Роберта Манделла о конструировании в будущем новой глобальной наднациональной валюты под условным названием "девайс", Вьюгин назвал смелой мечтой. А также "хорошей картиной", которую можно повесить на стену тем, кто принимает политические решения. И задуматься над ней.