Причина демпинга - запрет на торговлю слабоалкогольными напитками в нестационарных торговых объектах. В том, что новые правила выполняются, мы убедились на деле: из 25 обследованных корреспондентами "РГ" ларьков девять уже закрылись, десять - на грани закрытия, остальные перепрофилированы под ремонт ключей и обуви.
По словам предпринимателей, пиво и сопутствующие товары типа чипсов обеспечивали более половины (60-80 процентов) оборота. На первоначальный закуп владелец ларька тратил около 60 тысяч рублей, плюс 10-12 тысяч ежедневно на пополнение ассортимента - около 500 видов товаров. Доход среднего киоска составлял 20 тысяч рублей в день при торговой наценке 10-20 процентов. Запрет на торговлю пивом положил конец этой экономике.
- Менять профиль торговли смысла не имеет, - объяснил "РГ" один из владельцев киосков. - С бытовой химией и гигиеническими товарами я проиграю магазинам, ведь дешево эти товары не купить - не те объемы. Торговать кондитерскими изделиями или выпечкой выгодно, только если печь самому, но это непросто. Мороженое - сезонный товар, на газировке тоже не перезимуешь. И с овощами риск велик - товар скоропортящийся, им надо уметь торговать…
Его коллега, кроме упреков в адрес законодателей о "задушенном малом бизнесе", приводит подсчеты:
- Меньше пить все равно не будут. У нас покупали пиво, потому что водки здесь не было. А в магазине проще и дешевле сразу водку купить. И не одну бутылку - "чтоб за второй не бегать".
Впрочем, в текущем году количество киосков в Екатеринбурге и без того резко сократится. Во-первых, участки под временные торговые объекты теперь будут продавать по конкурсу, то есть цены неминуемо подпрыгнут, еще раз поставив под сомнение экономическую целесообразность подобного бизнеса. Во-вторых, от портящих облик города ларьков власти планомерно избавляются уже несколько лет. В 2012-м мэрия согласовала размещение более трех тысяч нестационарных объектов торговли, а еще 600, установленных незаконно, предписала снести. В 2013-м в Екатеринбурге должно остаться всего две тысячи киосков, при этом в центре - торгующие только цветами и мороженым, на окраинах в ларьки будут допущены и продукты. Уменьшится ли 20-процентный нелегальный сектор, покажет будущее.
Александр Высокинский, заместитель главы администрации Екатеринбурга:
- Киоски - это резервный клапан, он был необходим, когда стационарная торговля до потребителя еще не дошла. Думаю, мы еще киоску памятник поставим, потому что многие из нынешних предпринимателей начинали свой бизнес именно с ларьков. Но сейчас, когда показатель обеспеченности Екатеринбурга торговыми площадями один из самых высоких в стране, они свою функцию выполнили и будут выноситься из города. В первую очередь уберем самовольщиков.