Трехэтажное здание магазина росло в центре города у всех на глазах довольно быстро. При этом, по словам муниципальных чиновников, хозяин не только превысил допустимый процент застройки земельного участка, заняв даже зону общественного назначения, он, оказывается, вообще не имел разрешения на строительство. И, несмотря на нарушение практически всех градостроительных норм, торговые точки на всех трех этажах активно функционируют около года.
На заседании территориального комитета общественной палаты Югры, члены которой обеспокоены небывалым количеством незаконных построек в городе, замглавы администрации Ханты-Мансийска Анатолий Щербинин заявил: этой темой муниципалитет занимается давно и системно. Правда, сам же признался: хотелось бы, чтобы работа была более результативной.
Общественники тоже сочли, что ограничиваться учетом нарушений - значит лишь плодить их. Необходимо объединить усилия нескольких ведомств, в том числе федеральных.
По данным информационно-аналитического управления горадминистрации, в окружном центре около 50 незаконно возведенных зданий. Но за несколько последних лет на нарушителей наложено только пять штрафов. Немало примеров, когда недобросовестные предприниматели наращивают этажи гаражей, которые потом сдают в аренду приезжим или открывают торговые точки в неприспособленных помещениях, не отвечающих санитарным требованиям. А для этого незаконно врезаются в инженерные сети, устраивают канализационные септики. На территории Ханты-Мансийска находится 747 самовольно установленных балков, в них проживают 2 170 человек. Как следствие возникают несанкционированные свалки. На полигон утилизации отходов в рамках ликвидации несанкционированных свалок вывозится от 45 до 60 тысяч тонн мусора в год. На эти цели администрация города ежегодно тратит от 15 до 23 миллионов рублей.
Впрочем, схему консолидации усилий по борьбе с незаконными постройками отработать можно. Как разъяснил присутствующим на заседании чиновникам и общественникам Владимир Щеткин, начальник отдела управления Роспотребнадзора по Югре, чтобы это ведомство могло привлечь нарушителя к ответственности, специальной городской комиссии необходимо их зафиксировать, а Госстройнадзору - определить, есть ли нарушения.
Однако, даже зафиксировав нарушения, снести незаконный объект весьма проблематично. В муниципалитете приводят пример, когда начавший самовольно надстраивать гараж собственник продал его затем другому предпринимателю. Рассмотрение дела тянулось целый год. А в описанном выше случае с магазином сложность в том, что по документам здание до сих пор находится в стадии строительства. Суд удовлетворил иск администрации города о сносе объекта, но владелец запустил процедуру обжалования. Помощник прокурора Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры Владислав Ботвинкин отмечает, что юридические лица, возводящие подобные объекты, зачастую зарегистрированы за пределами округа, искать их довольно долго, а срок привлечения к административной ответственности - только три месяца.
И все же общественники настаивают на необходимости более тесного сотрудничества ведомств и жесткого подхода к решению проблемы. Они предлагают привлечь членов палаты к деятельности межведомственной комиссии, а также не выдавать нарушителям лицензии на осуществление деятельности в городе и лишить их права выполнения муниципального заказа.
Максим Ряшин, глава администрации Ханты-Мансийска:
- Пробелы в законодательстве и недостаточный уровень взаимодействия между органами власти не позволяют организовать работу с максимальной эффективностью. Например, суд вынес решение о сносе самовольно установленных балков только по 10 процентам исков, поданных администрацией города. Более того, на сегодняшний день ни одно решение не исполнено. Но в конце минувшего года мы заключили межведомственное соглашение, в рамках которого муниципалитет будет сотрудничать с федеральными и окружными органами: составлять совместные акты обследования, собирать документы для привлечения граждан к административной ответственности, выдавать предписания об освобождении земельных участков от самовольно установленных объектов, проверять исполнение решений. В случае успеха опыт можно распространить на другие муниципальные образования, где не менее остро стоят вопросы незаконного строительства и несанкционированных свалок.