Юлия Чехонина, кандидат медицинских наук, диетолог программы "Подари себе жизнь":
- Грамотность падает потому, что невысок престиж образования и нигде не пропагандируется его положительное значение. Ужасно, когда известные люди начинают гордиться тем, что учились на "тройки" и какого успеха "благодаря этому" добились. Но это исключения, которые подтверждают правило: для достижения успеха главное - учиться. Примером же могут послужить наши политические лидеры, ученые, деятели искусства, успех которых зиждется исключительно на полученных ими знаниях.
Игорь Березин, президент Российской Гильдии Маркетологов:
- Падение грамотности связано с тем, что на протяжении многих десятилетий люди все меньше читают. Исчезает полезный навык, столь необходимый для формирования грамотности. Чтение заменяется другими формами, как досуга, так и образования. Особенно этот процесс усилился с распространением различных "гаджетов", не предполагающих развития правописания. Рост грамотности, на мой взгляд, возможен, если сделать этот навык и процесс обучения ему финансово поощряемым.
Алексей Киселев, руководитель токсической программы "Гринпис России":
- Дело в школьной программе. Я, как отец первоклассника и как гражданин, стараюсь максимально помогать своему ребенку получать образование, но до той поры, пока мне хватает на это своего высшего технического. Но в будущем я не исключаю использования репетиторов. К тому же бесконтрольный показ различных телевизионных программ и Интернет отвлекают их от учебы.
Лариса Павлова, адвокат, член правления НП "Родительский комитет":
- Грамотность падает по нескольким причинам. Во-первых, в последние годы изменились учебники русского языка и литературы. Во-вторых, воспитание идет от семьи: взрослые стали меньше читать, а их дети и вовсе перестают это делать. В-третьих, снизились общие требования грамотности. В-четвертых, существует огромное количество литературы, которая не трогает душу ребенка, а лишь формирует у него клиповое сознание.
Андрей Андриянов, председатель Совета Студенческого союза МГУ им. М.В. Ломоносова:
- Сказывается кризис всего российского образования, из которого мы до сих пор не вышли. Проблемы образования - это плоды, которые мы пожинаем с развалом, произошедшим в 90-е годы. Ситуация с низкими зарплатами прежде всего ударила по таким сферам, как образование. Надо не оглядываться назад, пытаясь вернуть старые критерии, а посмотреть в будущее и, используя весь наш богатый опыт создания образованного гражданина, адаптироваться к современным реалиям.