Дума приняла в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают немалый штраф за использование ненормативной лексики. Инициаторами этого законопроекта стали "единороссы", однако под ним подписались и депутаты других фракций. За документ единогласно проголосовали 390 депутатов при необходимых 226 голосах. "По-моему, очевидно, что ругаться матом неприлично. Нас с детства этому учили. Если кто-то этого не понимает, значит придется наказывать", - обозначил общую позицию "справоросс" Михаил Емельянов.
"Не понимают", видимо, многие, поскольку, по словам одного из авторов законопроекта вице-спикера нижней палаты Сергея Железняка, в Госдуму и федеральные органы исполнительной власти "поступают многочисленные обращения граждан по поводу использования в телепередачах, в печатных СМИ ненормативной лексики". Сознательных граждан в первую очередь беспокоят дети, которые на лету подхватывают и воспроизводят услышанную нецензурщину. По закону о защите детей от вредной информации использование бранных слов в материалах СМИ, предназначенных для детской и подростковой аудитории, категорически запрещено. Но ведь заветными цифрами "16+" или "18+" детские уши не прикроешь.
Поэтому думцы сочли необходимым перенести этот запрет на все передачи и публикации в средствах массовой информации. "Мы считаем, что мат и нецензурная брань недопустимы в любых СМИ. Средства массовой информации по определению не должны быть распространителями табуированной в обществе лексики", - заявил Сергей Железняк.
Не станут исключением и интернет-издания. Они, по словам зампреда Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрия Вяткина, тоже будут подпадать под действие этого закона. Впрочем, "на роток" каждого блогера, как говорится, не накинешь платок. Но и тех, кто делает сети площадкой нецензурной брани, как полагает Вяткин, можно призвать к ответу, но по другому закону - за клевету и оскорбление. Не спрячется бранное слово и за "пиканьем" или затертой буквой. Эксперты определят, действительно ли это покрытие полностью исключает восприятие сказанного или написанного как нецензурную брань или нет. И тогда суд решит вопрос о наказании.
За изготовление или распространение продукции СМИ, содержащей нецензурную брань, депутаты предложили ввести штрафные санкции. До сих пор административная ответственность предусматривалась лишь за использование нецензурной брани в общественных местах, что квалифицировалось как хулиганство, но чаще всего обходилось без последствий - как-то привыкли у нас "к крепкому словцу". Даже в Госдуме в первые созывы оно иногда становилось главным аргументом в дискуссии. Но теперь депутаты вполне обходятся и без него. И намерены очистить публичные речи не только от матерщины, но и от ненужной иностранщины. "Уши вянут, когда слушаешь радиопередачи, - признался лидер ЛДПР Владимир Жириновский, - в эфире звучат такие слова, которые даже шпана не произносила". "Это надо прекратить, - считает главный либерал-демократ. - Надо беречь богатство языка, язык у нас великолепный. Может, дальше пойти нам и на максимум - убирать иностранные слова. А то каждый день "перфоманс", "перфоманс". Ну "представление" по-русски. Нет, давай зачем-то вставлять эти англицизмы".
Как наказывать СМИ за чрезмерное увлечение чужеродными словами, думцы еще не придумали. А вот вылетевший из теле- или радиоэфира "матерок", согласно законопроекту, может стоить юридическому лицу двести тысяч рублей. "Словоохотливого" гражданина за "нецензурщину" оштрафуют на три тысячи рублей, а должностному лицу, позволившему выйти в свет бранному слову, полагается штраф до 20 тысяч рублей.
Впрочем, возможно, размер штрафов ко второму чтению будет пересмотрен. Эксперты считают слишком большой разницу между верхней и нижней планкой штрафов. Тем не менее, профильный комитет рекомендовал принять предложенные поправки в КоАП в первом чтении. И все фракции с этим согласились. А Вяткин не исключил, что, возможно, ко второму чтению появится и такое наказание, как конфискация имущества уличенного в таком правонарушении СМИ.
Правда, "единоросс" Борис Резник, высказавший особое мнение по законопроекту, заметил, что на фоне того, что сегодня происходит на экранах наших телевизоров, этот законопроект является "показателем ханжества с нашей стороны и фарисейства". Не с этого надо начинать. По словам Резника, сегодня нет детских программ, на экранах многих телеканалов "насилие, жестокость, обнаженка в диком количестве". И так будет продолжаться до тех пор, пока СМИ будут зависеть от отдельных олигархов, от государства, от рекламы, бороться за рейтинги, завлекая таким образом зрителя". Поэтому, как полагает Резник, депутатам надо сначала позаботиться об экономической независимости средств массовой информации. Ведь "не от хорошей жизни люди матерятся порой".
Между тем
Депутаты Госдумы решили выявлять у юных россиян наркотическую зависимость уже в школьные годы. Двухлетние споры на эту тему закончились. И в пятницу все четыре думские фракции поддержали в первом чтении правительственный законопроект, который вводит в российскую практику тестирование учащихся не только школ, но и других учебных заведений, на употребление наркотиков. Слишком остро, как считают народные избранники, эта проблема стоит в России.
Законопроект предполагает социально-психологическое тестирование и профилактический медосмотр, цель которых раннее выявление наркозависимости. Но для проведения и той, и другой процедуры необходимо письменное согласие учащегося, достигшего 15 лет. Для школьников младше 15 требуется согласие родителей. В случае выявления употребления наркотиков или подозрения на это учащийся будет направлен в медучреждение, специализирующееся на наркологии.