Игорь Бунин: Российская экономика неконкурентоспособна

Игорь Бунин, политолог:

 

Я считаю предложение Союза потребителей по указанию оптовых цен на этикетке товара вполне логичным. О такой инициативе "Российская газета" пишет на 1-й и 5-й полосах. У нас сейчас складывается очень странная система. Торговые точки можно условно разделить на три типа - для "элитной" части населения, для среднего класса и для низших слоев. И в каждом из магазинов одни и те же продукты продаются по разным ценам, которые порой выше в полтора раза. Несмотря на то, что и уровень обслуживания в каждом из них отличается, такая система не только удивительна, но и во многом неправильна.

Многие покупатели просто не знают, в какую стоимость должны продаваться те или иные товары. Маркировка же на этикетке поможет им в этом вопросе, и люди несколько раз подумают, прежде чем идти в определенный магазин. Правда, скорее всего, эта акция будет направлена исключительно на индивидуальный протест. Люди у нас не охотно группируются, чтобы высказать общее недовольство, если только этим не будет заниматься сам Союз потребителей.

Вся беда в том, что российская экономика неконкурентоспособна. Монополизм до сих пор пронизывает очень многие сферы жизни страны. Поэтому цены растут, несмотря на борьбу за рынки потребления. В этих условиях обычным людям, выступающим покупателями, крайне трудно влиять на ситуацию. Государство должно регулировать подобные процессы путем в первую очередь усиления конкурентных начал. Другого выхода я пока что не вижу.

Для контроля за ценами, во-первых, нужно постепенно упразднять монополистические организации, прежде всего государственные. Это можно делать многими путями - акционированием, приватизацией, дроблением и так далее. Бытует мнение, что чем больше организация, тем она лучше. Но эта идея совершенно не верна. Кроме того, появляется все больше монополий уже независимых от государства, например, на рынке мобильных услуг. Это также недопустимо.

Во-вторых, необходимо расширять возможности для развития малого и среднего бизнеса. Это несложно, поскольку государство находится в синтетических отношениях с экономикой и ему выгодно помогать сильным корпорациям. К тому же у российского реального бизнеса еще очень сильный запас прочности. Предприниматели привыкли получать стопроцентную прибыль, а здесь придется иметь процентов на тридцать меньше, вот и все. Бизнес сможет подстроиться под подобные изменения.

В противном случае придется всегда мириться с ростом цен. В Москве стоимость многих товаров выше, чем в европейских столицах. Недаром многие наши сограждане ездят в другие страны и привозят оттуда вещи, на которые у нас идут наценки сорок и пятьдесят процентов.