С тех пор, как Советский Союз распался, многим его бывшим обитателям он рисуется потерянным раем. Нынешняя жизнь большинства людей, когда-то составлявших "новую историческую общность - советский народ", во всех отношениях мало похожа на прежнюю, и всегда находится повод пустить ностальгическую слезу. Типа мы были сильной страной, нас боялись и уважали. Жили скромно, но дружно и весело.
Каждый мог получить бесплатную медицинскую помощь и бесплатное образование. Мы первыми поднялись в космос, наши дети мечтали стать космонавтами. Не было страха перед завтрашним днем.
Но даже при таких, приукрашенных ностальгией представлениях о жизни в СССР, число тоскующих по нему год от года сокращается. Число же людей, не жалеющих о его исчезновении, наоборот, растет: в 2000 году, по данным "Левада-центра", их было 19 процентов, а сейчас 35.
По-своему любопытно и другое. Задавался вопрос: "К кому из перечисленных руководителей России вы относитесь с восхищением, уважением или симпатией?". И предлагался список имен - от Николая II до Владимира Путина. Абсолютное первенство в этом историческом состязании, где арбитром выступало современное массовое сознание, завоевал нынешний президент. Он вызывает восхищение (9 процентов), уважение (45) или симпатию (22). Он реже, чем его предшественники, оставляет своих соотечественников равнодушными (13 процентов) и менее всех остальных пробуждает неприязнь (6) или ненависть (1).
Социологи также определили, кто из российских правителей вызывает сегодня у россиян чувство страха. Путин и тут оказался на высоте: его не боится никто. У 1 процента респондентов страх вызывают Николай II, Хрущев и Брежнев, у 2 процентов - Ельцин и Горбачев. В значительный отрыв от них уходит Сталин с 15 процентами, что не мешает почти четверти опрошенным уважать его.
Общий баланс по сумме положительных и негативных оценок: Путин - 78 процентов, Ленин - 47, Андропов - 47, Николай II - 39, Брежнев - 39, Сталин - 36, Хрущев - 28, Горбачев - 20, Ельцин - 12.
А когда же в стране лучше, чем в иные времена, соблюдались права человека, власть была подконтрольна обществу, торжествовала законность, процветало свободомыслие? Ответы таковы. При Путине (29 процентов) и при Брежневе (14 процентов).
Столь близкое соседство в умах россиян этих двух исторических персонажей нуждается в объяснении. Положим, фигура Путина как лучшего гаранта демократии для кого-то бесспорна, для кого-то - не очень. Но Брежнев! Процессы над диссидентами, глушение "вражеских голосов", ввод танков в Чехословакию... И вот они оба, Брежнев и Путин, едва ли половиной населения поставлены в один ряд. В чем дело?
Рискну предложить разгадку этого ребуса. Демократия ни при чем. Раздумывая, когда же ее было больше, граждане подсознательно давали ответ на другой вопрос: кто из поименованных российских руководителей вам наиболее симпатичен? И первенство Путина с его высоким кредитом доверия тут совершенно объяснимо.
С Брежневым же иначе. Тут ностальгия. Тоска по временам, когда значительной части наших соотечественников лучше жилось. Ведь для российского обывателя, испокон не знающего, чего ему хочется - конституции или севрюжины с хреном, демократия всего лишь синоним мало-мальски сносной жизни.
Конечно, севрюжиной столы рядовых граждан при Брежневе не ломились. Но колбасы по 2 р. 20 коп., на чей-то ностальгический взгляд, было навалом. Значит, и демократии было в ту пору ешь - не хочу.
Подобные опросы стали регулярными. Их результаты - привычными и вполне ожидаемыми. Сенсаций тут нет и пока не предвидится. Но это не притупляет желания понять, что же происходит с массовым сознанием, почему оно упорно возносит на пьедестал правителей былых времен, сыгравших в отечественной истории не лучшую, а то и просто зловещую роль.
Идеализация советского прошлого, в чем преуспели российские СМИ и прежде всего телевидение, дает свои плоды. У кого-то уже не то что историческую, а и обычную память отшибло. Не было Андропова, сажавшего и высылавшего диссидентов, - был Андропов, писавший стихи. То же и с Брежневым. Мифу о герое анекдотов, увешанном наградами, как новогодняя елка, пришел на смену миф о человеке широкой души, заядлом охотнике, добром генсеке, который жил сам и давал жить другим, мудром правителе, уберегшим страну от потрясений.
Настроения и оценки, зафиксированные социологами, - продукт мифологизированного сознания. Люди оценивают прошлое не по историческим меркам, а через призму сегодняшних надежд, разочарований и страхов. Поэтому часть общества, не сумевшая приспособиться к новым реалиям, тоскует по СССР. Но, как показали те же опросы, эта часть общества с каждым годом становится меньше.