Новости

21.01.2013 00:25
Рубрика: Общество

Знать

Айда на лекцию: образованность входит в моду
Знаменитый, теперь уже почти классический "Пожар в Архитектурном институте" Андрея Вознесенского оставил нам строки "Все - кончено! Все - начато! Айда в кино!" как формулу свободы нового поколения.

В кино айда - с лекций. По причине не страшного пожара, выписывающего пропуск в вольницу молодости. Сегодня пришло поколение, чья формула вольности выражается словами "Айда на лекцию!". В России стало модно ходить на лекции! И там часто интереснее, чем в кино! Почему знание вошло в моду? Кто и как читает лекции? Где найти самые важные темы? - мы начинаем об этом разговор в специальной рубрике "Айда на лекцию!"

"Знания - это сексуально", - заверяет слоган проекта "Теории и практики". На сайте проекта размещаются анонсы публичных лекций, экскурсий и мастер-классов на любой вкус.

- Количество публичных лекций постоянно растет, - рассказывает директор проекта "Теории и практики" Аскар Рамазанов. - Становится все больше организаторов и, само собой, больше слушателей. Заметно растет и качество. Организаторы с опытом более грамотно реагируют на происходящие события, предлагают слушателям более актуальные темы для обсуждения. Популярность обретают не только одноразовые лекции, но и целые образовательные курсы, уроки мастерства. Новинкой же можно назвать экскурсии - лекции в движении. Городские экскурсии пользуются сейчас большой популярностью, а организаторы, чтобы привлечь слушателей, постоянно соревнуются в оригинальности. Конечно, в первую очередь это касается двух столиц. Но к активной интеллектуальной жизни подключаются и Екатеринбург, и Самара, и Новосибирск.

Как отмечает Аскар Рамазанов, большой популярностью у организаторов и слушателей пользуются общественно значимые темы, проблемы городской жизни: "Много разговоров, к примеру, вокруг экологии. И в сравнении с тем, что мы наблюдали раньше, язык лекций стал более понятным, более профессиональным. К примеру, организаторы акции по сбору старой бытовой техники и батареек выступают с лекцией, чтобы объяснить, зачем и кому это нужно. В больших городах есть все, но когда люди лишились возможности обмена знаниями, казалось, будто потребность в знаниях пропала. Но это не так, и новые технологии сегодня дают нам возможность получать любые знания, общаться и развиваться".

Интеллектуальный навигатор

"Терменвокс - от Ленина до Led Zeppelin"

Читает Петр Термен, правнук создателя терменвокса Льва Термена.

23 января, среда, 18.00

Библиотека N36 им. Н.А. Добролюбова. Москва, Смоленская площадь, 13/21. Вход бесплатный

"Слово "кофе" теперь среднего рода и другие мифы о русском языке"

Читают главный редактор портала Грамота.ру Владимир Пахомов и журналист Ксения Туркова.

23 января, среда, 19.30

Магазин "Республика University". Москва, Цветной бульвар, д. 15, стр.1. Вход бесплатный. Регистрация: +7 (968) 766-07-29, D.Melissina@mn.ru.

"Соцмодернизм и соцреализм. Искусство Советской России 1930 - 1950-х годов"

Читает Андрей Епишин, российский искусствовед, художник, дизайнер.

23 января, среда, 20.00

Свободное пространство "Циферблат". Москва, Покровка , 12. Вход бесплатный.

"Разобщенность и солидарность"

Читает Иван Климов, руководитель методического отдела ФОМ.

24 января, четверг, 19.30

Лаборатория социальных инноваций Cloudwatcher. Москва, ул. Образцова, 14. Вход бесплатный. Регистрация: seminar@cw.ru, +7 (495) 933-95-16.

"Стиль рококо: мир игры и декораций".

Читает Наталья Горских, кандидат филологических наук, автор программ по имиджу и стилю в Высшей школе стилистике.

22 января вторник 19:00

Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова. Москва, ул. Верх. Радищевская, 16-18. Вход бесплатный.

"Искусство как вирус"

Читает Дэвид Эллиот, куратор, писатель, руководил работой музеев и институтов современного искусства в Оксфорде, Стокгольме, Токио, Стамбуле, Сиднее и Киеве.

24 января четверг 19:30

Государственный центр современного искусства. Москва, ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Вход бесплатный.

"Восприятие природы в японской культуре: скрытые смыслы японского сада"

Читает Александр Мещеряков, филолог, сотрудник Института востоковедения РАН, ведущий научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ.

26 января суббота 20:00

Книжный магазин "Фаланстер". Москва, М. Гнездниковский пер., 12/27. Вход бесплатный.

"Метафизика и психология творчества в цифровой среде"

Читает Олег Пащенко, Web-художник, теоретик медиа.

27 января воскресенье 15:00

Лекторий Политехнического музея. Новая Площадь 3/4, подъезд 9. Вход: 200 рублей.

Лекции - это антителевизор

Сегодня входит мода на лекции, это очевидный общественный тренд. Как вы считаете, почему?

Александр Архангельский: Созрело новое поколение, которое не нуждается в телевидении. Даже в хорошем. Поскольку привыкло к прямому контакту глаза в глаза. Оно не любит проповеди, но нуждается в разговоре с умным и авторитетным человеком, которого можно было бы послушать, сидя плечом к плечу со своим товарищем. Важны прямой контакт, размышления о важных темах, расширение картины мира. Родоначальником этой моды был Дмитрий Ицкович, устраивающий циклы лекций на Полит. Ру, но это было локально. А сейчас лед тронулся - и Политехнический вдруг стал собирать толпы людей, появились всякого рода фестивали. И это знак, что созрело поколение, которому нужна не интеллектуальная передача, а интеллектуальное общение. Хотя одна из телепрограмм все-таки заметно притягивает молодых людей - проект "Академия" на канале "Культура". Но именно потому, что это лекции. Создатели программы уловили общественный тренд.

Почему вдруг это поколение оказалось антителевизионным? Все кому не лень твердят, что молодежь утонула в ТВ и Интернете?

Александр Архангельский: Нет, у молодежи сегодня другие способы развлечения, иная городская среда - кафе, антикафе (кафе, в которое можно приходить со своей едой). Собирается не очень большая аудитория, "все свои", и разговор о чем-то интересном, важном, научном. Что касается утонувших в Интернете... Внутри этого поколения, конечно, есть люди, которые прячутся в виртуальный мир. Но есть и "значительное меньшинство" образованных молодых людей, которые заглядывают в компьютер, сидя на лекции, он для них лишь инструмент.

Основное место прописки лекции - университет. Но во времена перемен обычно возникают и публичные лекции для широких аудиторий...

Александр Архангельский: Главное место чтения входящих в моду лекций уже не только университетская аудитория, но еще пока и не общественная трибуна. Хотя лекции, о которых мы говорим, это своего рода общественная площадка. Чем-то похожая на университетскую аудиторию, но гораздо более широкая и свободная.

Мне кажется, моду на лекции сегодня рождает и ощущение некоторой духоты, нереализованности общественных устремлений. Пойти на лекцию - это как открыть форточку. Что-то подобное происходило во второй половине 70-х, когда на научные лекции Мераба Мамардашвили собирались толпы.

Интернет приучает составлять представление из осколков, автору в нем часто не дано право высказаться до конца. Нет ли тут тоски по автору?

Александр Архангельский: Я бы не стопорился на интернет-зависимости, мир пошел дальше. Но, конечно, молодым людям важна встреча с неформально авторитетным человеком, имеющим внутреннее право говорить о своем знании. Интересны люди, которые доросли до того, чтобы быть вровень с мировой наукой и говорили бы с ними и почти на равных - от имени мира. Чувство, что тебе напрямую передают мировое знание, а перед тобой человек, через которого оно транслируется как энергия, в чем-то подобно религиозному.

Лидируют гуманитарные или технические темы?

Александр Архангельский: Когда организаторы премии "Просветитель", идеологом которой я являюсь, устраивали в Политехе лекции наших финалистов, к палеонтологу Александру Маркову слушатели пробивались с боем. Но и на лекциях филолога Федора Успенского всегда столпотворение...

Общество Образование
Добавьте RG.RU 
в избранные источники