Сейчас лекарства регистрирует минздрав, а биологически активные добавки - Роспотребнадзор. "Мы в ближайшее время, скорее всего, будем предлагать, чтобы и БАДы, и лекарственные препараты в начале процесса регистрировались по одной процедуре, а дальше они могут расходиться", - сообщил вчера журналистам замглавы ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, эту идею антимонопольное ведомство уже представило минздраву в рамках отзыва на Концепцию лекарственного обеспечения. "Мы находимся в стадии диалога", - отметил он.
При оформлении документов спрос с биологически активных добавок куда меньше, чем с настоящих лекарств. Чем порой и пользуются нерадивые фармацевты. "Мы не можем быть уверены, что кто-то, не пройдя всю процедуру регистрации лекарственных препаратов, не зарегистрировал его как БАД, и не факт, что в линейке БАДов не присутствуют лекарственные препараты с неподтвержденным действием", - объясняет инициативу Кашеваров.
Такого рода двойные стандарты вдохновляют фармацевтические компании на разные уловки: например, на создание так называемых "зонтичных брендов". Подобная схема отработана на алкоголе: некогда производители, со всех сторон обложенные запретами на рекламу, пиарили воду или конфеты под тем же названием, что и горячительный напиток.
А теперь и на рынке БАДов и лекарств появилось 15-17 препаратов, похожих до степени смешения понятий и вводящие в заблуждение покупателей, отмечает Кашеваров. "Есть лекарство "глицин" и добавка "глицин форте", в обоих действующее вещество - определенная аминокислота. Так что же на самом деле глицин - БАД или лекарство?" - риторически вопрошает замруководителя Федеральной антимонопольной службы.
Но есть смешения и посерьезнее. Например, лекарство для похудения "Редуксин" и биологически активная добавка "Редуксин лайт". По словам Кашеварова, в конце 2012 года ФАС совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел социологический опрос по восприятию обоих препаратов. Его итоги неутешительны: обычные люди зачастую не отличают одного от другого. "Цифра - пограничная", - сетует замглавы ФАС. Пока ведомство считает, что и лекарство, и биологически активная добавка может существовать с одинаковым названием, но их упаковки не должны повторять друг друга.
По данным ВЦИОМ, БАДы принимают четверть жителей России. При этом реклама добавок, медицинских услуг и лекарств в 2012 году взяла "серебро" по количеству нарушений законодательства о рекламе. Стоит отметить, что больше них перед антимонопольным ведомством нагрешила только реклама различных финансовых услуг.
Теперь в борьбу за "честные БАДы" включатся и средства массовой информации: Кашеваров сообщил, что Федеральная антимонопольная служба внесла на рассмотрение правительства законопроект, в котором предлагается возложить ответственность за нарушение рекламы биологически активных добавок не только на рекламодателей, но и на тех, кто распространяет подобную информацию.
По мнению ведомства, в этом случае СМИ будут трепетнее подходить к содержанию размещаемых роликов и текстов. "Мы зачастую сталкиваемся с тем, что в рекламе содержится утверждение, что БАД - это лекарственное средство, образ препарата затмевает надпись "не является лекарством" в конце ролика", - замечает Кашеваров.
А вот следить за тем, чтобы врачи выписывали пациентам международное непатентованное название лекарства, а не его торговое наименование, антимонопольщики не будут. Напомним, с этой инициативой недавно выступила глава минздрава Вероника Скворцова.
Разбираться в "каракулях" на рецептах будет Росздравнадзор. "Они должны иметь те же полномочия, что и мы: решение пока не принято, но законопроект написан", - отметил замглавы ФАС.