***
Входит помощник следака и весело докладывает ему: "У меня хорошая новость: под ногтями жертвы мы нашли его кровь и кожу".
...Майор Туманов с помощником исследуют двойное убийство, а до этого они днем с огнем искали маньяка, который насиловал и убивал. Чтобы занять сослуживцев делом и продлить удовольствие телезрителям, маньяк всякий раз ускользает из расставленных ему ловушек.
...Отдельное удовольствие: погружение в хитросплетения криминального бизнеса. Здесь главная трудность для честных сыскарей в неочевидности границы между предпринимательством и бандитизмом. Всякий раз их работа осложняется тем, что слишком много развелось ментов-оборотней, на погонах которых сверкают большие звезды.
Все эти детективные заходы и исходы с энным количеством мелодраматических и психологических добавок давно набили оскомину. На таком унылом фоне трудно было не заметить сериала "Метод Фрейда" с Охлобыстиным в главной роли. Все-таки здесь была игра ума и воображения. Конечно, и тут не все оригинально, матрица "Холмса" просматривается...
Бессмертное творение Конан Дойля давно стало шахматной доской, на которой сочиняются композиции, решаются сложные этюды, где всегда белые начинают и выигрывают. Что приятно в нашем "Фрейде", -- его авторы не просто разыгрывают хитроумные комбинации, но еще играют с правилами игры. Начальником у них работает Ватсон, который к тому же - женщина, к тому же - с характером. Холмс - сбоку; он - консультант при государственной спецслужбе, специалист по психологии, мужчина не просто с характером, но с характером экстравагантным, чтобы не сказать - вздорным. Его "метод" - реактивный психоанализ. А игра в покер помогает Фрейду думать, как скрипка Холмсу.
К этому стоит добавить острые диалоги (сценарий - Алексей Красовский, Андрей Галанов, Владимир Дьяченко), качественную режиссуру (Михаил Вайнберг), работу оператора (Сергей Бледнов) и актерский кастинг, в котором отмечу исполнителей главных героев Наталию Антонову и Ивана Охлобыстина. Последнего - особенно.
Эта парочка, распутывая криминальные узелки, то и дело завязывает узелки своих личных отношений. Потому, возможно, испытываешь некоторое сожаление, когда с ними и с их коллегами приходится расставаться. Редкий случай: сериал кончился быстрее, чем надоел. Может, и хорошо, что так. Недоесть всегда полезней, чем переесть. Хотя на телеэкране принято удачу удваивать, утраивать и т.д. И это не было бы само по себе скверно, если бы ТВ не мыслило "удачей" - реальные убийства, резонансные преступления.
***
Главные телеканалы коршунами набросились на трагедию в семье Кабановых. В битве за эксклюзив съемочные группы Малахова и Зеленского едва не подрались. Борьба за право "первой брачной ночи" с преступником или с его жертвой стала повседневной практикой наших таблоидных шоу. .. Вообще, конкуренция на рынке репродукций медиапреступлений сделалась столь высокой, что я бы не удивился, если скоро мы увидели бы на шоу "Пусть говорят" какой-нибудь уголовный экстремизм в режиме on line. А что дальше? Дальше: заказчиком резонансных кровопролитий станет само ТВ?
"Ну, это слишком", - скажут мне. Конечно, слишком. Так ведь "слишком" - уже давно. Разве то, что мы увидели после расстрела Деда Хасана, не "слишком"? Все каналы отстрелялись по убитому королю преступного мира. Даже Алексей Пиманов, ведущий программы "Человек и закон", возмутился. Но своеобразно: мол, это моя делянка, убийство - мой эксклюзив.
С каким историческим событием можно сравнить погибель этого авторитета по резонансу в публичном пространстве? Назывались лидеры криминальной России - Япончик, Калманович... Но мне показалось, что по звонкости утраты Деда Хасана в эфире российского ТВ соотносима реакция мирового общественного мнения на утрату Джона Кеннеди.
***
А вот Константин Сергеевич Станиславский, которому на этих днях исполнилось бы 150 лет, не "потянул" на такое пристальное внимание нашего ТВ. Только телеканал "Культура" отметился циклом Анатолия Смелянского "После "Моей жизни в искусстве". Циклом длиной в пять вечеров. В нем только последние годы жизни великого реформатора, самые драматичные. Так уж на Руси повелось, история театра неизменно проецируется на историю страны. А история страны до дна открывается через судьбы мастеров театра.
Ничего нет драматичнее судьбы театрального художника, обреченного на одиночество, испытуемого на разрыв. Об этой драме проникновенно и убедительно рассказал Анатолий Смелянский.
В принципе, и драма, и трагедия самого Станиславского достаточно оптимистичны. Просто в зеркале его жизни видна жизнь страны, увы, все еще раздвоенной, судя по тому, с какими почестями мы проводили криминального авторитета Деда Хасана.