Новости

Михаил Борисов, заслуженный деятель искусств России:

Как известно, у нас существует понятие "мать-героиня". Его получает человек, у которого много детей. Таким образом, семью Маркеловых, о которой рассказывает "Российская газета" на 1-й и 14-й полосах, можно назвать больше чем героями, если они, к тому же, воспитывают детей с отклонениями. Приятно осознавать, что до сих пор встречаются люди, которые не гонятся за прибылью, а следуют лишь своим внутренним убеждениям. Но поддержка государства таких семей недостаточно велика. Прежде чем люди начнут брать детей из приемных домов, нужно создать хорошие условия. Делать это путем увеличения субсидий опасно, поскольку всегда найдутся те, кто, взяв детей, получит деньги и бросит их на произвол судьбы. Важно действовать через воспитание. Увы, религиозная мораль в России еще не воспитана, а другая не создана. Народ постоянно чего-то просит для себя, не торопясь при этом что-то отдавать другим. Таким образом, чтобы ситуация менялась, нужно направлять средства на укрепление духовной атмосферы и культуры.

Вообще любых детей необходимо любить, равно как и своих учеников, тогда они многое простят и сделают. Но надо иметь в виду, что любить - это не значит просто одевать и кормить. В противном случае, могут вырасти люди, наподобие тех, кого я недавно встретил в кафе: пяти молодым людям было не больше пятнадцати лет, а знание мата оказалось настолько продвинутым, что я есть не мог, слушая их. Нельзя говорить, что родители их не любят. Но чего-то им в этой любви явно не дали.

Теперь что касается совместного обучения детей с медицинскими диагнозами и здоровых ребят. Сложно рассуждать на такие темы, не имея перед глазами точной программы проекта, но всегда традиционно складывалась их раздельная образовательная база. Точно также, например, паралимпийские сборные выступают отдельно, и чтобы изменить это, потребуется много времени. Неизвестно, к тому же, как будут поступать с программой - то ли упрощать для здоровых, то ли усложнять для больных... Я не уверен в перспективе такой идеи. В то же время, общение между всеми детьми, безусловно, надо налаживать, чтобы они видели друг друга, встречались на переменах. Одни будут знакомиться со всеми проявлениями нашей жизни, а другие как-то интегрироваться в общество.

Сложность совместного обучения заключается пока в том, что у нас и сама система образования требует доработки. Сейчас выпускаются даже здоровые дети, которые не знают ничего, что тут говорить об остальных? Нужно решать проблемы образования комплексно. Если найдется гений, который сумеет разработать общую программу обучения, возможно, эта идея получит свое развитие и станет нормой в России. Но как писал Некрасов: "Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется - ни мне, ни тебе".

 

Общество Семья и дети