Он направил письмо министру культуры Саратовской области и в редакцию "Российской газеты", которое мы публикуем с небольшими сокращениями.
Уважаемая госпожа министр, я обращаюсь к вам и надеюсь, что вы не останетесь глухи к нашему негодованию, к тому, что наполняет меня и других печалью и гневом. Меня зовут Маттиас Лангхофф, я - француз немецкого происхождения и был режиссером инсценировки "Эдипа" Софокла в Саратове.
Я старый человек и люблю вспоминать Саратов, этот замечательный театр, его актеров, неутомимую труппу, его директора, моего друга Райкова, людей пробуждающегося от долгого сна города, полную продавщицу у мясного прилавка, которая каждое утро кричала мне: "Французский, I love you".
Саратов стал для меня частью родины. Частью родины он был для меня уже давно. Я чувствую свою связь с Россией не из-за налоговых льгот. А потому, что русские солдаты в Берлине спасли мне жизнь, спасли еврейского мальчика от его немецких соотечественников, которые хотели уничтожить меня в газовой камере. Своей жизнью я обязан старшему лейтенанту Тюльпанову, который позаботился о том, чтобы я и двадцать других детей в больничной палате ежедневно получали пищу.
Это позволило мне выжить. И когда моя мать стала благодарить его, он только сказал: "Не говорите ничего, я потерял двух детей во время блокады Ленинграда. Я знаю, что такое детский голод". Люди в Саратове - часть моей родины. Хочу я того или нет. Они часть моей любви и моей тоски. Я счастлив, что своей работой смог содействовать тому, что театр с "Эдипом" был трижды номинирован на "Золотую маску" в Москве, счастлив, что спектакль приглашен во Францию на очень важный фестиваль.
Я счастлив при мысли о том, что, может быть, признание труппы, делающей все для своего города, также сыграло свою роль и повлияло на то, что после трагического пожара предпринимается все возможное для восстановления театра с такой богатой историей, для того, чтобы он стал еще лучше и красивее.
Как можно допустить такую несправедливость, даже жестокость, ведь каждый ребенок знает, что Райков последний, кто может быть виновен в пожаре.
Я знаю, что любовь и энергия, которую Валерий дарил своему театру, были и продолжают быть лучшей защитой от пожара и любых других катастроф, в том числе и политических. Если виновных будут искать, их следует искать там, где ему не оказывали достаточной поддержки, где настаивали и продолжают настаивать на его смене.
За свою жизнь я часто сталкивался с произволом, завистью, несправедливостью и интригами, вплоть до применения открытой силы в этом, казалось бы, спокойном мире искусства. Но пожар в театре для получения должности директора - такого я еще не видел.
Художнику не следует громко говорить о себе, однако если он видит несправедливость, он должен бороться с ней любыми средствами. Иначе он потеряет любовь продавщицы мясного прилавка, и как ему после этого жить? С глубоким уважением и надеждой на то, что смогу лично поприветствовать вас вместе с Валерием Райковым и всей труппой в апреле в Москве на фестивале "Золотая маска".
Маттиас Лангхофф родился 9 мая 1941 года в Цюрихе, куда его семья бежала от нацистов. Его отец, актер и режиссер Вольфганг Лангхофф после войны руководил берлинским "Дойчес Театер", куда в 1949 году пригласил Бертольта Брехта.
"Берлинер Ансамбль" появился на свет при его непосредственном участии. В юности Маттиас посещал репетиции Брехта.
В 1978 году он покинул ГДР, жил сначала в ФРГ, затем в Швейцарии и во Франции. С 1988 по 1991 год руководил театром "Види-Лозанн", в 1992-м был назначен художественным руководителем "Берлинер Ансамбля", из которого ушел через год. В 1995 году получил французское гражданство.