"Сейчас государство зачастую занимается финансированием каких-то прямых инвестиционных проектов, которые оказываются неэффективными и убыточными. Между тем кризис поставил перед нами задачу переориентации этих средств. На каждую копейку бюджетную нужно привлекать 5-10 копеек частного капитала и смотреть на эффект от этих денег", - считает Силуанов.
Первый заместитель председателя Центрального банка России Алексей Улюкаев согласен с тем, что в стране сейчас практически нет качественных инвестиционных проектов, а единственный источник развития экономики - чистый экспорт. "Итог 2012 года - всего 57 млрд рублей частного капитала. А ориентация на глобальный рынок и чистый экспорт наблюдается сейчас во многих регионах догоняющего развития, в России в том числе. Возникают мощные трансграничные капиталопотоки. Увеличивается экспорт капитала из страны. А движение на рынке кредитных займов, на денежном рынке - это прямое следствие тех инструментов, которые находятся в ведении Центрального банка. Для того чтобы выстроить бизнес-стратегию, нужна единая курсовая политика, иначе невозможно строить прогноз движения трансграничного капитала", - отметил Алексей Улюкаев.
Серьезные изменения процесса трансграничного движения капитала в России происходят по мере изменения макроэкономической политики и глобальных тенденций, объяснил Улюкаев. На этот процесс влияют три основных фактора: прежде всего - глобальный финансовый кризис, который привел к снижению кредитования российских компаний и банков за рубежом и, соответственно, усилению оттока капитала.
На этот процесс также оказали влияние отмена капитального контроля и постепенный переход к плавающему курсу рубля, который не позволяет эффективно проводить спекулятивные операции и препятствует притоку "коротких денег" в Россию.
Улюкаев отметил, что рассчитываемый Банком России показатель чистого оттока капитала включает в себя разнородные компоненты (прямые инвестиции, портфельные инвестиции, приток средств на денежный рынок), которые имеют различное экономическое содержание: "Показатель чистого оттока капитала экономически очень сложный, и не надо из него делать выводы для регулирования и экономической политики. Единственное, что имеет значение, это движение прямых иностранных инвестиций, которые нам необходимы, и движение по графе "сомнительные инвестиции". Предприниматели продолжают совершать нелегальные сделки, это означает, что существует проблема условий функционирования капитала внутри страны".
Утечке капитала способствует и ужесточение налогового режима. "Глобальная конкуренция налоговых администраций в последние годы обострилась, за налогоплательщиков государства борются так же, как и за инвесторов", - заявил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Поэтому руководитель ФНС считает, что для поддержания частного сектора давление любых госструктур на добросовестных представителей бизнеса необходимо сокращать: "Мы уверены в том, что добросовестность, открытость, прозрачность в действиях налогоплательщиков должны поощряться государством. Лучшая форма такого поощрения - снижение нагрузки и давления на таких представителей бизнес-сообщества со стороны любой госструктуры".
По словам Мишустина, в соответствии с модельной конвенцией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую Россия намерена вступить, и позицией институтов, формирующих глобальную повестку дня для налоговых администраторов, целесообразно улучшать отношения с налогоплательщиками, которые открыты и добросовестно предоставляют о себе информацию, не используя схемы агрессивного налогового планирования. "С другой стороны, должна быть неотвратимость наказания для тех, кто занимается нехорошими схемами и агрессивным планированием. Такие специальные отношения в мире обсуждаются, - заметил он. - В частности, к формированию таких отношений можно отнести закон о трансфертном ценообразовании и создание института консолидированного налогоплательщика. Это два института, которые, с одной стороны, поощряют бизнес показывать свою открытость, а с другой - контролируют".
Помимо этого эксперты обсудили проблему вызовов глобальной конкуренции, стоящую перед Россией. В связи с этим вопросом генеральный директор Всемирной торговой организации Паскаль Лами отметил, что вступление России в ВТО позволило ей сохранить потенциал развития экономики, подключиться к правилам международной торговли. "Россия, как полноправный член ВТО, сможет сказать свое слово в формировании правил мировой торговли, - считает Паскаль Лами. - Однако государству нужно переосмыслить торговую политику, чтобы понять, как развивается торговая сфера. Россия, чтобы ответить на этот вызов, должна рассмотреть несколько вариантов решения. У России есть богатые природные ресурсы, человеческий и финансовый капиталы - именно в комбинации этих трех элементов находится спектр возможных решений, выход на новую модель развития экономики".
По мнению президента, председателя правления Сбербанка России Германа Грефа, глобализация - это явный тренд XXI века, однако Россия пока не является глобально конкурентоспособной, ей еще только предстоит пройти этот путь.
"Достичь конкурентоспособности можно, только находясь в конкурентной среде. Сегодня наша конкурентоспособность носит национальный характер, России необходимо переходить на международный уровень, и в первую очередь стоит начать с качества государственного управления, - убежден Герман Греф. - В конечном счете все сводится к конкурентоспособности человеческих ресурсов, поэтому для государства приоритетным направлением должно стать качество образования и формирование системы институтов, создающих конкурентные условия. Мы должны понять, что конкурентоспособность человека - это вопрос номер один и это вопрос конкурентоспособности всей страны".
Как отметил председатель правления "Роснано" Анатолий Чубайс, все базовые макроэкономические показатели России, определяющие привлекательность страны для инвесторов, очень позитивны: "Это и российские валютные резервы, и стабфонд, и нулевой дефицит бюджета, и небольшой госдолг. Только инфляция подскочила до 6,8%, но и она, по прогнозам, в 2013 г. вернется в рамки 5%. Но с другой стороны, существует крупнейшая проблема оттока интеллектуального капитала, которая лежит за пределами макроэкономической политики. Отток человеческих ресурсов гораздо страшнее, чем отток финансовых".
По мнению Анатолия Чубайса, повышение конкурентоспособности России возможно только при переходе к инновационной экономике: "Главным драйвером развития экономики России последние несколько лет был экспорт. Но эта история завершилась, добыча нефти в стране больше не растет. В нулевые годы рост ВВП составлял 7-8%, но в 2012 г. рост ВВП составил 3,6% - и этот показатель означает, что необходимо создавать новые, не сырьевые, механизмы развития. В противном случае это увеличит отрыв России от развитых стран. Первые шаги в правильном направлении уже сделаны. Однако российский бизнес часто спотыкается о крайне слабую защищенность частной собственности, о коррупцию, несовершенную судебную систему. Эти факторы, хотя и лежат за пределами экономических задач, тем не менее являются фундаментальным тормозом российской экономики".
Между тем инновационная экономика требует более высокого качества государственного управления, чем в случае с традиционными экономическими отраслями. "Без вмешательства государства вообще ничего не произойдет. При этом государственное участие должно быть очень тонким, на высоком уровне компетенций", - заметил глава "Роснано".
По мнению председателя Наблюдательного совета Группы компаний "АКИГ" Виктора Толмачева, у России есть те же конкурентные преимущества и те же проблемы, с которыми сталкивались другие страны: "У них мини- экономическое чудо произошло, так что мешает российской экономике? Конечно, нужно внедрять механизмы управления, применять новые технологии, но не механистически. Необходимо создавать "генофонд управленцев, которые ассоциируют себя с Россией", чтобы в погоне за рынками сбыта и в битве за ресурсы добиваться долгосрочных результатов".