По словам антимонопольщиков, несколько поддельных документов - всего лишь верхушка огромного айсберга, поскольку использование сомнительных финансовых обязательств уже стало нормой для многих компаний, работающих сегодня в сфере госзаказа.
Один из случаев подобного мошенничества произошел недавно в Лысьве. По условиям контракта подрядчик ЗАО "ЕАско" должен был построить на бюджетные средства спорткомплекс с бассейном и в качестве подтверждения своей финансовой состоятельности предоставил гарантию от банка. Документ в итоге оказался липовым. Как удалось выяснить специалистам пермского УФАС, подделка была изготовлена не самой компанией, выигравшей государственный аукцион, а малоизвестной фирмой, которая предложила свои услуги посредника в общении с банком.
- Сегодня поставщик заявляет, что даже не подозревал о том, что банковская гарантия, которую он приобрел у фирмы-посредника, может оказаться поддельной, - рассказывает заместитель руководителя УФАС по Пермскому краю Антон Удальев. - Тем не менее это никак не снимает с него вины, и организация, скорее всего, будет включена в список недобросовестных поставщиков. Остальные случаи предоставления липовых банковских гарантий сегодня расследуются пермским УФАС, и у нас есть основания полагать: в ближайшее время их количество ощутимо вырастет. Дело в том, что чиновники достаточно часто обращаются к нам за консультациями. В частности, многих из них интересует: как быть в ситуации, если подлинность документов, предоставленных победителем государственного аукциона, вызывает сомнения. Дыма без огня, как говорится, не бывает...
Слова представителя надзорного ведомства анонимно подтверждают некоторые бизнесмены, которые сегодня работают в сфере государственного заказа. С их слов, масштабы предоставления недостоверных банковских гарантий могут быть очень впечатляющими, ведь уже через день после завершения государственного аукциона практически каждому его победителю на электронную почту приходят десятки предложений от различных фирм-посредников об изготовлении фальшивок. Подкупают они в первую очередь своей дешевизной и оперативностью - нужные документы предлагают оформить буквально за два-три дня.
Нужны ли на самом деле банку такие посредники? Безусловно, нет, ведь каждое финансовое учреждение дорожит своей репутацией. Кроме того, оно еще и недополучает прибыль, если гарантия дана от его имени, но без его ведома. Поэтому в интересах каждого банка - дать информацию о всех выданных им гарантиях любому интересанту. Однако, по словам Антона Удальева, государственные заказчики почему то далеко не всегда стремятся убедиться в подлинности предоставленных им документов при заключении контракта. Дело в том, что в соответствии с законом N 94-ФЗ "О госзакупках" у них есть на это право, но обязанности нет. Объяснить это "нежелание", по мнению представителя надзорного органа, можно либо халатностью, либо личной заинтересованностью, которая возникла в результате сговора.
Напомним, что банковские гарантии в системе государственных закупок в 2011 году пришли на смену поручительствам. По мнению экспертов, произошло это в силу того, что огромное количество поручений дали финансово несостоятельные юридические лица. То есть в случае неисполнения подрядчиком обязательств перед госзаказчиком обозначенную в контракте неустойку платить было некому.
Как пояснили в краевом агентстве по государственным закупкам Пермского края, сегодня и государственные заказчики, и исполнители при заключении контракта поставлены в жесткие временные рамки. Этого требуют правила проведения электронных аукционов, доля которых в общем объеме торгов по государственным заказам составляет 95 процентов. Так, например, на подготовку банковской гарантии у победителя аукциона фактически есть не более пяти дней, после чего он должен отправить государственному заказчику подписанный со своей стороны проект контракта и приложить к нему все необходимые документы. На проверку подлинности всех документов у заказчика остается три дня. Если заказчик обнаружит подделку до заключения контракта со своей стороны, то он вправе обратиться в УФАС и далее в суд. Если подделка выявится, мошеннику не избежать попадания в "черный список" поставщиков. А вот если подделка обнаружится в процессе исполнения контракта, то платить неустойку будет просто некому. Подобные случаи можно квалифицировать и как мошенничество, что повлечет за собой уголовное наказание, но пока такой судебной практики в Прикамье еще нет.
По мнению экспертов, махинации с предоставлением поддельных банковских гарантий сегодня более всего распространены в тех сферах, которые предусматривают большие финансовые вложения на продолжительный период. К примеру, в строительстве, где заказчики сейчас пользуются предоставленным им законом правом не платить подрядчику аванс, а все строительные работы по тому или иному проекту финансировать поэтапно. В результате не у каждой строительной компании остается возможность предоставить банку залог и получить от него необходимую для заключения государственного контракта гарантию.