Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решили проявить вежливость и верность традициям и завязали с россиянами разговор на самую что ни на есть дежурную тему - "как ваше здоровье?"
Правда, сделали это в свойственной для себя манер: реплики "спасибо, ничего" на веру не брали и задали массу уточняющих вопросов.
Можете ли Вы сказать о себе: "я забочусь о своем здоровье" или нет? Если да, то в чем это проявляется? - в ответ респонденты могли указать в предложенном списке столько пунктов, сколько считали нужным.
Выяснилось, что подавляющее большинство россиян (84 процента) заботятся о своем здоровье (84 процента). По крайней мере, говорили это социологам.
Но дьявол, как известно, прячется в подробностях. Заботу о здоровье наши сограждане понимают специфично. Нам проще использовать пассивные меры - запретить себе что-либо (а не начать делать, приложив для этого усилия), усвоить информацию (а не решить самому), послушать умного человека, посмотреть ТВ и полистать журнал… а вот встать с дивана или из-за стола, выйти на пробежку, вместо "голодания" приготовить обед из полезных продуктов, поплавать в бассейне или пойти провериться к врачам не в момент болезни, а для ее профилактики - с этим у нас гораздо туже.
Чаще всего респонденты считали заботой о своем здоровье обращение к врачам и следование их советам (38 процентов), а также отказ от вредных привычек (36 процентов). Четверть респондентов (25 процентов) предпочитают смотреть передачи о здоровье по телевидению и читать медицинские журналы ("вот что экран исцеляющий делает!"). Еще четверть опрошенных (25 процентов) регулярно проверяют свое здоровье и проходят диспансеризацию. 22 процента россиян стараются не перегружать организм, находя время на отдых. Каждый пятый занимается физкультурой и спортом (21процент).
Грустная цифра: только четверть россиян считают, что правильное питание - это один из способов следить за своим здоровьем. Только 8 процентов ради собственного здоровья принимают БАДы. А 15 процентов наших сограждан и вовсе признались, что они не заботятся о своем здоровье вообще.
Кому из россиян здоровье дороже? Это социологи тоже выяснили. Результаты неожиданностью не стали. В первую очередь - прекрасный пол. Подавляющее большинство женщин (90 процентов) о своем здоровье все-таки беспокоятся. Среди мужчин таких всего лишь 74 процента (кто-то еще спрашивает, почему продолжительность жизни и ее качество у мужчин и женщин в нашей стране так сильно различается отнюдь не в пользу сильного пола?). Дамы чаще "здоровья ради" отказываются от курения и алкоголя (47 процентов), идут к врачам, если чувствуют недомогание (44 процента), черпают новую информацию из телепередач и медицинских журналов (33 процента), регулярно ходят к врачу на диагностику (30 процентов). У мужчин эти показатели на 3-5 процентов ниже. Разве что они чаще, чем женщины, для улучшения своей физической формы занимаются спортом (27 процентов).
Чем старше респонденты, тем они реже занимаются спортом (49 процентов среди 18-24-летних против 9-10 процентов среди опрошенных старше 45 лет). В то же время россияне с возрастом чаще обращаются к медицинской литературе и телепередачам о здоровье (19 процентов среди 18-24-летних против 39 процентов среди пенсионеров). Тут комментарии излишни: как говорят в балетных труппах театров, "приходит опыт - пропадает прыжок".
Как быть, если больным себя вроде бы и не чувствуешь, но очень не нравится то, как выглядит твоя кожа, волосы, фигура? Если такие проблемы у россиян возникают, что при их решении они чаще всего полагаются на собственный опыт и советы близких (37 процентов). - Врачам не верю, мы тут сами с усами! - думают такие россияне. Подобным образом чаще рассуждают женщины (45 процентов) и молодые люди до 35 лет (40-41 процент). К врачу в таком случае россияне обращаются гораздо реже, только в 16 процентов случаев.
С возрастом доверия к врачам в таких "несерьезных" случаях больше не становится. В собственной внешности мы относимся довольно небрежно. И уж подавно не считаем такие проблемы "болезненными". Только 12 процентов россиян, если у них возникает недовольство своей внешностью, начинают вести для исправления недостатков здоровый образ жизни. Правда, молодежь в большей степени готова выбрать именно этот способ устранения недостатков физической формы. Каждый десятый предпочитает посещать салон красоты (9 процентов), причем более склонны к этому, конечно же, дамы (14 процентов). К нетрадиционной медицине обращаются лишь 2 процента россиян, вне зависимости от возраста и пола.
А четверть опрошенных и в этом случае сидит сложа руки. Пока гром не грянет. Хотя грянул он не для всех: 15 процентов респондентов сказали, что проблем с фигурой или внешностью у них не возникает. Счастливчики!
Откуда россияне черпают информацию о том, как решать возникающие проблемы со здоровьем? Минздрав, к счастью, своими предупреждениями достиг некоторых успехов: 51процент берет за основу рекомендации врачей. На втором месте - советы близких людей, которые ставят во главу угла 47 процентов опрошенных. Собственный опыт помогает нашим согражданам справляться с недугом в 38 процентов случаев. Треть респондентов сообщили, что черпают полезную информацию из телевизионных передач (30 процентов). Для каждого пятого таким источником информации является интернет (22 процента). В числе других кладезей полезных данных были названы информационные материалы в аптеках и поликлиниках и печатные издания (по 9 процентов), а также радио (3 процента).
Вариант "одна бабка в очереди сказала" был спрятан в глубине этих ответов - вероятнее всего, в разделе "советы близких", отдельной строкой его не выделяли. Но и его со счетов сбрасывать, конечно, нельзя. Насколько мы внушаемы, как на нас действует телереклама, кому мы больше верим - врачу, друзьям или провизору в аптеке - все это темы отдельных исследований.
Видимо, даже вместо чтения этой во всех отношениях "полезной" статьи было бы куда лучше сделать зарядку, размяться, погулять на свежем воздухе… Но увы. Автор тоже предпочел физической активности умственную работу, и расплата за это неизбежно последует. Хотя не все еще потеряно и для него, и для читателей, и для всех "уважаемых респондентов", с которыми имели дело социологи ВЦИОМ.